Успение Пресвятой Богородицы
Празднуется 28 августа по новому стилю; отдание -- 5 сентября.

(Печатается по сборнику "Праздники Церкви", изданному в 2001 г. в Нью-Йорке Комитетом русской православной молодёжи).

Успение Божией Матери -- последний двунадесятый праздник церковного года. Ему предшествует двухнедельный пост.

Высокий жребий преблагословенной Девы в деле благодатного смотрения Божия о спасении мира соделал всю Ее жизнь дивной и поучительной. После того, как Спаситель вместо Себя усыновил Ей возлюбленного ученика своего Иоанна Богослова, разделявшего с Ней страдания Ее, ученик взял Ее к себе и не оставлял до Ее успения, служа Ей как матери своей. В преданиях о земной жизни Матери Божией, у св. отцов упоминается, что и после сошествия Св. Духа на апостолов, Богородица оставалась в Иерусалиме, прилежно посещая те места, где Спаситель мира учил, страдал и умер, и не желала покинуть страны для Нее дорогой и священной. Когда же царь Ирод Агриппа начал гнать Церковь Божию и язычники и иудеи, негодовавшие на Матерь Божию за уважение, оказываемое Ей христианами, хотели убить Ее, тогда Она с Иоанном Богословом удалилась в Ефес. Церковное предание относит к этому времени посещение Божией Матерью епископа Кипрского св. Лазаря «Четверодневного», воскрешенного Спасителем, и горы Афонской. По прекращении гонений на христиан, Пресвятая Дева возвратилась в Иерусалим и по-прежнему поселилась в доме Иоанна Богослова на Сионе.

Однажды, гласит предание, Она по Своему обыкновению удалилась на Елеонскую гору и там, во время молитвы увидела перед Собой Архангела Гавриила, который Ей возвестил о скором Ее преставлении. Возвратившись домой, Она пересказала св. Иоанну Богослову все, что видела и слышала, и стала готовиться к Своей кончине. Вокруг Божией Матери собрались все Ее сродники и ближние, и все апостолы, исключая ап. Фомы, чудесным образом, в одно и то же время, были принесены на облаках с разных концов мира к дому Богоматери. Они все очень изумились, увидя друг друга и только когда Иоанн Богослов возвестил им о близкой кончине Божией Матери, они поняли, для чего Господь собрал их таким чудесным образом. Они опечалились, но Она утешала их: «Не плачьте, и не омрачайте Моей радости вашим горем. Я иду к Сыну Моему и Богу вашему, а вы, похоронив Мое тело, возвратитесь каждый к своему делу».

Когда настало время кончины Пресвятой Девы, в третьем часу дня, в горнице вдруг засиял яркий свет божественной славы, крыша дома раскрылась и чудное явление предстало очам верующих. Сам Господь Иисус Христос сошел с неба, окруженный бесчисленным сонмом небесных сил. Все присутствующие смотрели на это чудное видение со страхом и благоговением, и когда подошли к одру, где возлежало пречистое тело Богоматери, были поражены небесным сиянием Ее лица и удивительным благоуханием, которое разлилось по всей горнице.

Апостолы похоронили тело Богоматери в пещере и завалил вход в нее большим камнем. Три дня не отходили они от гробницы и молились. На третий день явился апостол Фома и очень огорчился, что не застал в живых Божию Матерь; тогда апостолы, желая утешить его, предложили отвалить камень от гроба, чтобы он мог поклониться телу Усопшей. Войдя вместе с ним в пещеру, они увидели, что она пуста и что на месте, где было положено тело Божией Матери, лежала одна плащаница, покрывавшая его. Вернувшись домой, апостолы собрались все вместе за общей трапезой и, по обыкновению своему, оставили свободным одно место, перед которым они всегда полагали хлеб в честь воскресшего Господа Иисуса. После трапезы они, как и всегда, вознесли этот хлеб, называемый частью Господней, восклицая: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!» и вдруг услышали над собой ангельское пение. Подняв глаза, они увидели на воздухе, стоявшую Пресвятую Деву Марию, окруженную ликами ангелов. «Радуйтесь!» приветствовала Она их, «ибо Я с вами во вся дни». Тогда апостолы исполнились великой радости и, вместо обычных слов, воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам!»

Тогда они поняли и уверовали, что Богоматерь в третий день по Своему успению была воскрешена. Поэтому кончину Богоматери окружает не печаль, а радость. Смерть Ее -- лишь краткий сон, за которым следует воскрешение и вознесение. Церковь с самых древних времен видела в Богоматери великую Молитвенницу за человеческий род. Она прибежище всех матерей мира. Она учит жить в совершенной преданности воле Небесного Отца. Та, Которая среди испытаний «хранила в сердце» божественные глаголы, являет нам образец верности, любви и служения.

Тропарь, глас 1:

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси. Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти душы нашя.

Кондак, глас 2:

В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота матерь, к животу престави, во утробу вселивыйся приснодевственную.

------------------------------------------