Jesus1.jpg (4049 bytes)  

О воспитании детей


Приёмная

Оглавление

Ссылки

Пишите нам!

 

Главным толчком к написанию статьи о воспитании детей, скорее всего, послужило приглашение, полученное мной в январе 1994 г. (неизвестно почему) от "Оргкомитета" конференции "Семья на пороге третьего тысячелетия", намечавшегося на 15-18 июня 1994 г. в Москве.

В приложенной программе было перечислено достаточно много докладов и семинаров: "Социальные и демографические вопросы модерной семьи"; "Семейная экономика"; "Социологические и социально-психологические проблемы семьи"; "Национально-культурные аспекты развития семьи в многонациональном государстве"; "Семья: состояние её здоровья"; "Общественная функция семьи в условиях социальной и экономической перестройки общества”. Также намечалось проведение нескольких "круглых столов": "Семья в условиях национальных конфликтов и миграции”, "Гомосексуальные браки: юридические и моральные аспекты" и "Доклад о советско-американской книге 'Семья на пороге третьего тысячелетия', А. И.Антонова, М. С. Матусовского и 'редакторов'".

Различных тем по вышеупомянутым направлениям тоже было приведено много. Квалификации докладчиков и ведущих различных отделений были в высшей степени внушительными: доктора экономики, медицины, юриспруденции, философии и пр.; заместители министров правительства Российской Федерации ("РФ") и даже "советник президента РФ".

Не хватало лишь одного: хотя бы минимального участия во всём этом православной Церкви. Другими словами, такая же конференция, с небольшими изменениями в тематике и терминологии, могла бы быть проведена о лицах любой национальности или, даже, о собаках или кошках: всё внимание конференции сосредоточено исключительно на материальной стороне существования семьи. О духовной (главной) стороне -- ни слова. В моём же представлении, само понятие семьи неразрывно связано с православием.

Прочитав письмо, полученное мной в ответ на моё письмо по этому поводу от имени "Оргкомитета", мне стало ясно, что модная (антихристианская) аксиома об "отделении церкви от государства" настолько въелась в сознание людей, что большинству даже непонятно, какое отношение имеет церковь к "реальной жизни". В частности, в письме говорилось, что "Действительно, в программе проведения конференции и среди обсуждаемых проблем нет вопросов духовного воспитания, т.к. в состав Оргкомитета не входят религиозные конфессии".

Эта фраза наводит на грустные размышления. Во-первых, о каких "конфессиях" идёт речь? В стране, где около 85% населения -- русские, следует говорить не о "конфессиях”, а о православии.

Во-вторых, по-видимому Московская патриархия настолько привыкла исполнять директивы руководства , что ей даже в голову не приходит заняться тем, что больше всего нужно в настоящий момент (и чем так усердно занимаются другие, чуждые и враждебные России "конфессии") -- активным миссионерством, особенно в школах и СЕМЬЯХ. В данном случае, следовало бы проявить инициативу и настоять на своём присутствии на конференции, посвящённой вопросам семьи (и на многих других, затрагивающих вопросы морали).

Становится ясно и то, что тот факт, что православная духовность должна быть главным стержнем воспитания детей и семейной жизни -- находится за пределами понимания членов "Оргкомитета". Как и то, что при отсутствии совести, создаваемой и поддерживаемой православным воспитанием, невозможно построение никакого общества. За исключением, понятно, диктатуры, где власть, покоящаяся на готовом к действию нагане, может довольно успешно справляться и с аморальным скоплением индивидуумов (слово "общество" тут как-то не к месту, в диктатурах нет общества).

Здесь весьма кстати упомянуть моё интервью, данное репортёру Ленинградского телевидения года четыре тому назад. На его вопрос: "Пётр Николаевич, как лучше всего восстановить российскую экономику?", я ответил: "Восстановить православие!" По мгновенной реакции репортёра мне стало ясно, что он усомнился в моих умственных способностях: "Что это он, мол, плетёт? Я ему про Фому, а он мне -- про Ерёму". Видя это, я пояснил репортёру, что:

    1. За всю историю человечества не было примеров построения государств или обществ на идеале "колбасы”, или создания экономики ради экономики. Одним общеизвестным исключением в древние времена было строительство Вавилонской башни, а, в наши -- построение "рая на земле", используя "самую научную теорию" Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина и пр. "вождей". Как и в случае с Вавилонской башней, строительство этого рая привело к неслыханному в русской истории краху: Россия, страна с огромными материальными ресурсами, буквально "пущена по миру" и выпрашивает милостыню у всех государств, даже и у таких, у которых вообще нет и никогда не было никаких природных богатств, как Япония, не гнушаясь при этом и плохо прикрытого шантажа: нет-нет, да и намекнут, что, дескать, если не дадите, то наше ядерное оружие и знания "могут попасть в нежелательные руки".

    2. Общество, а особенно демократическое, невозможно без населения, соблюдающего строгие моральные правила (в случае православия -- Заповеди Нового и Ветхого заветов). Чтобы не быть голословным, я дал копию Заповедей репортёру и тот, увидевший их впервые, поневоле согласился, что таки-да, в них действительно содержатся ответы на все жизненные ситуации и их соблюдение делает ненужными любые человеческие конституции и законы (см. Заповеди в статьях: "Социально-близкие в законе", "Становимся ли мы лучше… или хуже?").

Таким образом, никакое обсуждение проблем семьи НЕ МОЖЕТ происходить без учёта православной морали. Более того, большинство "проблем семьи", при пристальном рассмотрении, неизбежно окажутся производными, вытекающими из проблем духовных. С этой точки зрения, некоторые из тем вышеупомянутой конференции просто-напросто должны были бы быть неприемлемы. Гомосексуальные браки, например, не только не могут обсуждаться как что-то допустимое, но решительно осуждаться в соответствии с прямым запрещением такого поведения в Новом и Ветхом заветах, как в Заповедях, так и в различных текстах Священного Писания (см. например, Бытие 19:4-13; Левит 18:22, 20:13; Судей 19:22-28; Римлянам1:26-32; 1 Коринфянам 6:6-13; 1 Тимофею 1:10;).

Ещё одна причина, заставившая меня, наконец, приступить к этой статье, та, что, будучи отцом трёх дочерей и одного сына, мне нередко приходится слышать от знакомых, в пояснение их семейных затруднений: "Ну, знаете, вам просто повезло сдетьми". В зависимости от обстоятельств, я иногда отвечаю на это, что "везенья" тут какой-то элемент, может быть, и есть, но незначительный, а есть огромная, непрерывная, кропотливая работа (в основном -- моей жены). На эту тему есть хороший совет А. С. Макаренко (Да, да, того самого: "Педагогическая поэма" и др.). В своей "Книге для родителей", стр. 37, описав сцену, происшедшую в семье профессора педагогики(!?), где сын нахамил матери, он пишет: "... Некоторые родители, узнав об этой истории, обязательно спросят: "Хорошо! Ну, а всё-таки, как же нужно поступать, если сын за обедом нагрубил матери?" Макаренко саркастически восклицает: "Товарищи! Этак, пожалуй, вы меня спросите, как нужно поступить, если утерян кошелёк с деньгами? Подумайте хорошенько, и вы сразу найдёте ответ: купите себе новый кошелёк, заработайте новые деньги, и положите их в кошелёк". Другими словами, если подросток не понимает, что родителей надо слушаться и не хамить им, то всё уже потеряно. Работа, которую следовало вести с момента рождения ребёнка, не была проделана, и спасти положение можно только родив очередного ребёнка и уже ЕГО воспитать, как положено.

Ещё одной причиной явилось то, что, начав думать о возможности написания этой статьи, я ознакомился с некоторой существующей литературой на эту тему. И поразительно: за исключением статей русских православных священников, подход к воспитанию детей большинства авторов оказался тот же, что и у "Оргкомитета": все семейные проблемы рассматриваются как, исключительно, материальные. Больше того, ознакомившись с биографиями различных авторов, пишущих на эту тему, я открыл, что это, в большинстве случаев, семейные неудачники: бездетные, разведенные, или вообще не бывшие женатыми или замужем люди. Поэтому их советы можно отнести к категории "слепых, ведущих других слепых".

После такого обширного "предисловия" приступим к разговору о воспитании детей. Здесь сразу следует сказать, что слово "воспитание" в данной статье не имеет никакого отношения к образованию. Вообще полезно строго разграничивать эти два понятия, хотя в некоторых языках (в частности, в английском) строгого понятия "воспитания" нет. В этой статье слово "воспитание" будет обозначать процесс создания нравственного и духовного облика ребёнка в соответствии с православным учением, а образование -- процесс приобретения материальных знаний, требуемых условиями современной жизни.

"Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них  и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное;  итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одого из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, еслибы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит.” Матф., 18, 2-7.

Jesus2.jpg (12767 bytes)

При разговорах о воспитании детей и молодёжи, часто задаётся вопрос: с какого возраста следует "воспитывать" детей? Мой ответ -- ДО ЗАЧАТИЯ ребёнка (строго говоря, ДО выбора мужа/жены: вопрос духовного соответствия мужа и жены должен играть главенствующую роль уже на этом этапе). После того, как родители решили родить ребёнка, они должны привести себя в соответствующее физическое состояние и ЧЁТКО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС ДУХОВНОГО ХАРАКТЕРА: какие цели они намерены преследовать в воспитании своего ребёнка (или детей). Говоря о приведении себя в соответствующее физическое состояние, следует заметить, что, если бы люди соблюдали правила, установленные православной Церковью, то об этом не стоило бы и говорить. Так, например, постных дней в году больше, чем не-постных, учитывая все среды и пятницы и "большие" посты (Великий, Петровский и Рождественский), а в "скоромные" дни -- Церковь всегда рекомендует умеренность и воздержание в пище; за три века до того, как учёные в ХХ веке "открыли" вред курения и на пачках с сигаретами стали писать (в США) о том, что "курение может быть вредно для вашего здоровья", до-петровская православная Церковь категорически запрещала курение. Строгое соблюдение православных постов и иных церковных правил, хотя и предназначенное для поддержания "духовного здоровья", автоматически помогает человеку обеспечивать себе и хорошее физическое состояние.

Отвечая на вопрос о целях духовного воспитания, следует быть предельно чётким и не допускать никаких туманных и расплывчатых формулировок (таких модных в наше время!), как-то: "хорошим человеком", "достойным гражданином" и пр. В наш век утраты абсолютных моральных ценностей все подобные формулировки утеряли однозначность и поэтому не могут использоваться в практических ситуациях, которые в процессе воспитания детей будут возникать ежеминутно. Поэтому цель воспитания должна быть сформулирована чётко и определённо (ведь не поставив цели, наша деятельность будет бесцельна?). О том, как привести себя в соответствующее физическое состояние, написано достаточно. Я ограничусь лишь общим замечанием, что и мать и отец должны бросить курить, перестать употреблять алкогольные напитки, по возможности перестать употреблять снотворные и другие лекарства.

После зачатия "воспитание" в значительной мере носит чисто физический характер: мать должна следить за своим питанием, не курить, не употреблять алкогольных напитков, строго следить за принимаемыми лекарствами. Отцу тоже рекомендуется вести такой же образ жизни: с одной стороны, это поможет матери соблюдать её режим, а с другой -- оставление различных (общепринятых) пороков будет иметь прямое отношение к воспитанию ребёнка после его появления на свет. Не следует забывать, что ответственность родителей за детей -- общая. Но уже в этот период начинается и духовное воспитание: мать должна как можно чаще причащаться, особенно к концу беременности.

С момента появления ребёнка на свет, начинается воспитание в настоящем смысле этого слова -- духовное. Вопреки общепринятому мнению, что "маленькие ничего не понимают", следует твёрдо и всегда помнить, что "маленькие" начинают "понимать" буквально с момента своего появления на свет, что они необыкновенно чутки к любой фальши и лицемерию. Здесь кстати упомянуть аксиому, выведенную человечеством "с начала времён": главным иструментом воспитания детей является каждодневное, ежечасное, ежеминутное поведение родителей. "Воспитание" не состоит в "чтении морали" ребёнку (хотя бы и частом), а в соблюдении в своём поведении тех принципов, которые родители решили привить ребёнку.

Другими словами, если вы не хотите, чтобы ваш сын/дочь курили, ни вы, ни ваша жена не должны курить сами. В самом деле, как можно запрещать ребёнку курить, стоя перед ним с папиросой в зубах?! Или наставлять не лгать, а самим всё время нарушать это правило -- хотя бы даже и таким "невинным" образом, как при ребёнке сказать по телефону, что жены или мужа нет дома, когда тот или та преспокойно сидит рядом? Следует помнить, что восприятия ребёнком правил поведения -- абсолютны и каждое нарушение их ведёт к размытию сознания, к укреплению "относительного" отношения к действительности, к порогу, за которым "всё дозволено".

Предыдущие вступительные замечания позволяют нам сделать наш главный вывод: ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ ОГРОМНЫМ ТРУДОМ. Сегодня, когда воспитание детей оставлено наёмным учителям (сплошь да рядом сомнительного морального облика), невольно приходит мысль, что истоки модерного феминизма -- лень (недаром сказано, что "лень -- мать всех пороков"). В самом деле, целеустремлённое воспитание детей -- огромный труд, каждый день, 24 часа в день. Будучи всё время на виду у ребёнка или детей, мать (предполагается, что отец большую часть времени проводит на работе) всегда должна быть на чеку, в постоянном напряжении, всё время следить за детьми: как известно каждому родителю, дети всё время пытаются раздвинуть пределы органичений своего поведения, всё время пытаются перейти границу, за которой (дети должны это твёрдо знать) лежит безоговорочное наказание. У матери, занимающейся воспитанием, нет ни праздников, ни "выходных". Здесь следует отметить, что мать и отец должны быть всегда согласны во всех вопросах воспитания своих детей, всегда держать "единый фронт" по отношению к детям. Все решения отца должны полностью поддерживаться матерью и наоборот. Любые конфликты по вопросам воспитания между мужем и женой никогда не должны становиться достоянием детей. Мать и отец должны улаживать их строго между собой.

У многих -- особенно молодых, "начинающих" родителей -- часто возникает вопрос о целесообразности и эффективности наказаний. В силу того, что все дети совершенно разные (даже и в одной семье), то никаких общих положений здесь нет. Каждое наказание должно соответствовать характеру ребёнка и серьёзности проступка. Одно и то же наказание может произвести совершенно другой эффект на другого ребёнка. То, что воздействует на одного ребёнка, иногда может производить даже противоположный эффект на другого (в одной и той же семье). Очень важно, чтобы наказания не зависели от настроения отца или матери в тот или иной момент, а только от серьёзности проступка.

Основоположники феминизма, выбросив лозунг "раскрепощения женщины", достигли значительных успехов и количества последователей, предложив женщинам выход: сменить занятие семьёй -- круглосуточный труд -- на сравнительно лёгкий труд на предприятиях и в конторах, "от звонка до звонка". В "модерных" семьях, где мать и отец работают, "воспитание" детей сводится к их питанию, одеванию, обеспечению крова и какого-нибудь образования своим отпрыскам. Духовное воспитание детей -- полностью в руках школы, "улицы", кино и телевизора. Привычка к лёгкой жизни приводит к тому, что даже летом, когда родители могли бы заняться своими детьми, они "избавляются" от них, послав их в какие-нибудь летние лагеря (оправдывая свою лень доводами о пользе для здоровья детей свежего воздуха и пр.).Это не относится к лагерям, в которых уделяется достаточно внимания моральному воспитанию.

И вот, бросив своих детей буквально на произвол судьбы, такие родители искренне поражаются, "неожиданно" узнав, что их дети, походив в школу, едва став подростками, "не верят ни в Бога, ни в чёрта", употребляют наркотики, занимаются развратом, пьянством, воровством и пр. Часто можно слышать -- откуда это, мы же им всё дали!" (имея ввиду кров, пищу и одежду).

ЦЕЛЬ православного воспитания хорошо раскрывается в таинстве Св. Крещения. Священник, совершая таинство, читает, среди других, и такую молитву: "Владыко Господи Боже наш, призови раба Твоего ко святому Твоему Просвещению... отреши его ветхость, и обнови его в живот вечный... да не ктому чадо тела будет, но чадо Твоего Царствия...".

В Св. Крещении младенец как бы умирает для греховной жизни и воскресает для духовной, рождаясь для вечной жизни со Христом. Церковь ставит крещаемому высокую цель -- стать НОВЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, живущим не по грубым потребностям тела, но по высоким стремлениям его духа. Сразу после миропомазания младенца Церковь поёт "Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся", как бы внушая, что крещение есть только начало, а главная цель -- "облечение во Христа" -- ещё впереди.

В подтверждение принятия семьёй такой задачи воспитания, в таинстве Крещения выступают от имени родителей как бы поручители -- "восприемники младенца”, которые торжественно отрекаются за него "от сатаны и всех дел его" и обещают "сочетаться Христу". Родители и кумовья дают обет Богу и должны его выполнить так, как выполнили свой обет праведные Иоаким и Анна, когда отдали святую Деву на воспитание в Храм Божий. Осуществление этого обета и составляет СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ и его цель. И, соответственно, СМЫСЛ И ЦЕЛЬ САМОЙ СЕМЬИ.

Человек состоит из тела и души. Питание -- это забота о теле ребёнка, ВОС-питание -- это забота о его душе. Как упоминалось выше, семья, не имеющая христианской веры, обращает главное внимание на питание младенца ("мы им всё дали..."); тогда он и вырастает "чадом тела", бездуховным, рабом греха, потому что "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Римл., 8:8). И никакие философские суррогаты не дадут тех воспитательных результатов, которые даёт христианская вера...

Итак, целью православного воспитания является забота о душе ребёнка. Самое важное и ценное время для воспитания души -- раннее детство, когда, собственно,формируется весь нравственный мир человека, в возрасте до 6-7 лет. После этого возраста главные черты человека уже заложены и переделать их возможно только искренне обратившись к вере.

О христианском воспитании и ответственности христианских родителей много написано у святого Иоанна Златоустаго. Например: "Образовать сердца детей в добродетели и благочестии -- священный долг, которого нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве. Эта обязанность общая, как для отцов,так и для матерей [в наше время, к сожалению, эта обязанность, в основном, ложится на матерей в силу занятости отцов, П. Б.].

Есть отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям удовольствия, как богатым наследникам; а чтобы их дети были христианами -- до этого им мало нужды. Преступное ослепление! Этой грубой невнимательности нужно приписать все беспорядки, от которых стонет общество... Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности...” .

Эти слова святого, повидимому, послужили основанием для русской поговорки:"Если бы все по совести жили, то и законов не нужно быдо бы!". Действительно, Евангелие учит, что главное в жизни человека -- правильное состояние его сердца. Под "сердцем" Иисус Христос всегда понимает не орган кровообращения, а тот центр внутренней жизни человека, который руководит всей его жизнью: его желания, чувства, его цели. Ведь, в конечном счёте, все наши действия определяются нашим сознанием, нашими решениями сделать тот или иной поступок. Когда мы читаем в Евангелии: "Из сердца человеческого исходят злые помыслы, любодеяния, убийства...", то этим указывается, что не столько внешняя обстановка нашей жизни, сколько наше собственное отношение -- абсолютное -- к злу и добру определяет наши поступки. Человек принуждён жить в постоянном окружении добра и зла, а поэтому САМОЕ НУЖНОЕ для его нравственной жизни состоит в уменьи отличать добро от зла и любить добро. И именно в этом цель православного воспитания – с раннего детства, пока душа ребёнка чиста и не засорена, привить ребёнку здоровую любовь к добру, некоторое внутреннее чутьё, которое поможет ему не соблазняться злом, хотя бы оно и имело вид добра или чего-то "приятного", дать ребёнку твёрдые правила христианского поведения, основанные на соблюдении Заповедей.

Как неоднократно отмечалось в других статьях этого узла, Заповеди содержат в себе ответы на любые случаи жизни и -- в отличие от всевозможных конституций, партийных программ и прочего пустословия -- не требуют высокомудрых разъяснений и толкований, в них всё ясно. Соблюдение их состоит в постоянной проверке наших действий -- если какой-то наш поступок противоречит одной из заповедей, его нельзя делать. При этом, так как заповеди основаны на абсолютных понятиях Добра и Зла, здесь нет места ни для каких компромиссов. Так, заповедь "не укради" значит не воровать ничего, никогда, нисколько и ни при каких обстоятельствах. И, наконец, добровольное их исполнение приводит к развитию и укреплению совести -- того, без чего невозможно построение никакого общества (кроме, как было сказано ранее, диктатуры).

Апрель 1995 г.

Вверх

Rambler's Top100