maze3.gif (6610 bytes)  

В поисках выхода

"Наша Страна", 12 августа 1995 г.; напечатана с сокращениями под заголовком "На каких основах отстраивать Россию"


Приёмная

Оглавление

Ссылки

Пишите нам!

 

"Если Бога нет, то всё позволено".
Ф. М. Достоевский.

Вышеприведенное заявление (пророчество?) Ф. М. Достоевского нисколько не смутило ни "февральских", ни, тем более, "октябрьских", революционеров и Россия, очертя голову, бросилась в омут построения человеческого общества без Бога. Сегодня, когда отгремели недолговечные посулы Временного правительства, "великие стройки" коммунизма на МИЛЛИОНАХ русских трупов, обещания близкого "рая на земле" и всеобщего блаженства, Россия вдруг оказалась в состоянии неслыханной духовной и материальной нищеты, бесправия и -- что, пожалуй, хуже всего -- без надежд на будущее. Червонцы, обещанные Сатаной, как в гоголевском рассказе, на поверку оказались черепками. Страшно представить себя на месте русских людей старшего поколения -- жизнь прожита, а ни настоящего, ни будущего нет...

Казалось бы, что семидесятилетний социалистическо-коммунистический эксперимент в России должен был бы рассматриваться, как ещё одно доказательство бытия Божьего: жизнь без Бога, оказывается, невозможна. При этом настолько, что государственный корабль, управляемый на основаниях "самой научной и передовой теории построения общества – марксизма", пошёл ко дну сам по себе, без помощи каких бы то ни было "классовых" или иных "врагов". Если и можно винить в этом каких-то отдельных лиц, то, наверно, придётся указать на последнего его кормчего, М. Горбачёва, убеждённого ленинца, и, после него -- Б. Ельцина и др. Как бы в насмешку над теоретиками и практиками построения земного рая, правы оказались "реакционеры" и "мракобесы".

Так, около 2000 лет тому назад, Забытый Автор всё это изложил в ясной и доступной форме. Более ста лет тому назад, Ф. Достоевский, с его поистине пророческим даром, говорил: "Дай всем этим современным высшим учителям полную возможность разрушить старое общество и построить новое, то выйдет такой мрак, такой хаос, нечто до того грубое, слепое, бесчеловечное, что всё здание рухнет под проклятиями человечества прежде, чем будет завершено ... Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов", "Гражданин", Дневник писателя, 1873 г., ном. 50. Это -- прямо-таки фотография нашего "сегодня".

С времён Забытого Автора было достаточно и других "церковных" предупреждений. Проповеди Иоанна Кронштадского, жившего накануне построения "земного рая" -- сплошные предсказания ужасов грядущего "рая". И в самый последний момент, уже после прихода к власти Ленина, новоизбранный патриарх Тихон, в одном из своих первых обращений к верующим по поводу нового (1918) года привёл рассказ о строительстве Вавилонской башни и заключил (см. "Новогоднее слово" патриарха Тихона): "Сбывается днесь и воочию нашею. И наши строители желают сотворить себе имя, своими реформами и декретами облагодетельствовать не только несчастный русский народ, но и весь мир, и даже народы более нас культурные. И эту высокомерную затею их постигнет та же участь, что и замыслы вавилонян... Воззри Господи, и посмотри, как мы унижены, и есть ли болезнь как наша, какая постигла нас. Весь народ вздыхает, ища хлеба, отдаёт драгоценности свои за пищу, дрова достаёт за большие деньги и наследие наше переходит к чужим. Дети просят хлеба и никто не подаёт им. Вся эта разруха и недостатки оттого, что без Бога строится ныне Русское государство. Разве слышали мы из уст наших правителей святое имя Господне в наших многочисленных советах, парламентах, предпарламентах? Нет, они полагаются только на свои силы, желают сделать имя себе, а не так, как наши благочестивые предки, которые не себе, а имени Господню воздали славу. Оттого Вышний посмеётся планам нашим и разрушит советы наши...

Теперь всё чаще раздаются голоса, что не наши замыслы и строительные потуги, которыми мы были так богаты в мимошедшее лето [т.е. 1917 год, попытки Временного правительства управлять страной, П.Б.], спасут Россию, а только чудо, если мы будем достойны этого. Будем же молить Господа, чтобы он благословил венец наступающего лета Своею благодатию и да будет оно для России лето Господне, благоприятное..." Это -- тоже поразительно подходит и к нашим временам.

И, перекликаясь со всеми светлыми русскими мыслителями, как церковными, так и светскими, вывел А. Солженицын в своей речи 10-го мая 1983 г. по случаю получения им Темпльтоновской премии: "Забыли люди Бога. Оттого и всё... Решение кризиса не лежит на пути усвоенных ежедневных представлений". И дальше, там же:"И перед горами, перед хребтами таких мировых событий кажется несоответственным, неуместным напоминать, что главный ключ нашего бытия или небытия -- в каждом отдельном человеческом сердце, в ЕГО предпочтении Добра или Зла. Но это и сегодня так: это самый верный ключ. Обещательные социальные теории -- обанкротились, оставив нас в тупике... Бесплодны попытки искать выход из сегодняшнего мирового положения, не возвратя наше сознание раскаянно к Создателю всего: нам не осветится никакой выход, мы его не найдём, слишком бедны те средства, которые мы себе оставили. Надо прежде увидеть весь ужас, сотворённый не кем-то извне, не классовыми и национальными врагами, а внутри каждого из нас, и внутри каждого общества, и даже в свободном и высокоразвитом -- особенно, ибо, тут-то мы всё это сделали сами, свободной волей. Сами же мы повседневным легкомысленным эгоизмом эту петлю и затягиваем .

Но -- удивительно. Имея самый свежий опыт созидания очередной Вавилонской башни (т.е. созидания общества на основании полного и воинствующего отрицания Божественного начала в "мирских" делах), люди, перенесшие это строительство на собственном горьком опыте и кое-как выбирающиеся из-под его обломков, сразу же приступают к строительству следующей Вавилонской башни -- общества, идеалом которого снова берётся материализм. Правда, на этот раз материализм "демократический", но -- всё-таки материализм. Другими словами, проблемы своей жизни многие люди видят как, в первую очередь, экономические. И решения, предлагаемые со всех сторон, как из рога изобилия, тоже экономические. Здесь, понятно, сказывается материалистический дух всего ХХ века -- западные демократии давно уже возвели славный принцип "отделения церкви от государства" в незыблемый, само-собой разумеющийся и общепринятый "закон природы". Но -- отделение это какое-то одностороннее. Например в Америке, цитадели западных демократических традиций, применение этого принципа привёло к тому, что в школах учеников арестовывают за распространение библий (бесплатное), но тем же ученикам администрация школ (тоже бесплатно) раздаёт презервативы (в качестве меры предотвращения венерических болезней и, вообще, с целью обеспечения "безопасного секса"). Мысльо том, что такое безбранное распространение презервативов нарушает одну из заповедей Ветхого завета "не прелюбодействуй" -- не приходит в голову модерным блюстителям нравственности и здравоохранения (в Новом завете эта заповедь ещё строже: "А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём", Матф., 5, 28). В Америке же, строго стоящей на страже "прав человека", для прелюбодействующих юношей и девушек даже придуман и удобный термин -- "сексуально активные подростки", -- официально подтверждающий приемлемость их поведения. А в виде предохранительной сетки для "ошибающихся" -- неограниченный доступ в клиники, в которых в среднем ежедневно совершается около 5000 узаконенных решением Верховного суда США убийств (абортов) в нарушение элементарнейших христианских и человеческих законов. И, "в ногу с Европой", в подавляющем большинстве христианских, как-будто бы, вероисповеданий Америки в настоящее время пасторами становятся педерасты и лесбиянки -- т.е., лица, занимающиеся деятельностью, прямо осуждаемой как Новым, так и Ветхим заветами. (Не касаясь уж вопроса о праве женщин быть священнослужителями.) И, само собой разумеется, во имя всё тех же "прав человека", в таких "церквях" педерастов венчают с педерастами, а лесбиянок -- с лесбиянками.

В моих многих разговорах с людьми, недавно освободившимися от коммунистического рабства, мне часто бросали упрёк: "Вам, дескать, хорошо проповедывать высокие материи -- у вас всё есть и, при этом, в неограниченых количествах и когда угодно".

Тут, как говорится, ничего не скажешь. Что правда, то правда. Но и не следует забывать, что избыток колбасы, масла, автомобилей и прочих благ в сегодняшней Америке не появился здесь из-за того, что американское государство строилось с единственной целью производить и потреблять все эти блага в максимальных количествах. Оно строилось на божественных началах. И сегодня, при теперешнем универсальном увлечении материальными ценностями и отходе от христианства, в стране налицо признаки упадка, обещающего, по-видимому, прийти в самом недалёком будущем. (Россия, кстати, потерпела крушение находясь в апогее своего материального благополучия.)

Вспомним, что в истории человечества трудно найти много примеров успешного построения человеческих обществ, которые ставили бы себе высшей целью обеспечение самих себя материальными благами (здесь мы не принимаем во внимание противоречащие утверждения Маркса и его последователей о всеобъемлющем значении экономики в развитии обществ по понятным причинам).Так, американская "Декларация независимости" не содержит хвастливых заявлений о всемогуществе человеческого разума (сравним с коммунистическим: "Для коммунистов нет ничего невозможного"). Нет, в ней с первых же строк содержится заявление о могуществе Бога и о том, что у людей есть определённые права, ДАРОВАННЫЕ ИМ БОГОМ и долг правительств -- охранять эти Богом дарованные права.

Вообще же, прежде чем думать о средствах для достижения какой-то цели, неплохо определить эту цель с предельной ясностью (с этой точки зрения этот раздел статьи следовало бы назвать не "Что делать", а "Для чего..."). Так, любой из нас,отправляясь в путешествие, прежде чем решать как он будет передвигаться (на самолёте, на поезде, на автомобиле и т.д.), определяет цель данного путешествия. По непонятным причинам, когда дело касается устройства нашей жизни, мы хватаемся за любые, нравящиеся нам в данную минуту, предлагаемые "средства передвижения" -- демократию, диктатуру, монархию, -- совершенно забывая о КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ предстоящих усилий.

Какую же цель можно предложить России? Ответ на этот вопрос даёт вся русская история, особенно её до-Петровский период. Хорошо это суммирует А. Солженицын, всё в той же Темпльтоновской речи: "Наша жизнь -- не в поиске материального успеха, а в поиске достойного духовного роста. Вся наша земная жизнь есть лишь промежуточная ступень развития к высшей -- и с этой ступени не надо сорваться, не надо и протоптаться бесплодно. Одни материальные законы -- не объясняют нашу жизнь и не открывают ей пути. Из законов физики и физиологии нам никогда не откроется то несомненное, как Творец постоянно и ежедневно участвует в жизни каждого из нас, неизменно добавляя нам энергии бытия, а когда эта помощь оставляет нас -- мы умираем. И с не меньшим же участием Он содействует жизни всей планеты -- это надо почувствовать в наш тёмный, страшный момент".

Если мы осознаем, что истинной целью жизни каждого человека должно быть духовное совершенствование, то нам понемногу начнут проясняться и средства для достижения этой цели. Нам должно стать ясно, что, для начала, надо отбросить сегодняшнюю аксиому об "отделении церкви от государства". Ведь даже и в Америке этот принцип не был вписан в конституцию с той целью, которая ему приписывается сегодня. Так, фраза из конституционной поправки №1, якобы формулирующая этот принцип, гласит: "Конгресс не будет [не имеет права, П. Б.] издавать никакие законы, имеющие отношение к установлению религии или запрещающие её свободное отправление". Диким кажется, что сегодня на основании этой фразы люди, пытающиеся распространять в общественных школах библии, арестовываются, а раздающие презервативы -- поощряются. Здесь, наверно, следует вспомнить приведенное выше заявление Достоевского о том, что "... Раз отвергнув Христа, ум человеческий может дойти до удивительных результатов". Результаты, что и говорить, удивительные .

Роль государства, таким образом, должна быть направлена на создание таких условий, которые позволяли бы и СПОСОБСТВОВАЛИ гражданам двигаться к поставленной цели -- достижению духовного совершенства. До тех пор, пока государство совершенно сознательно и последовательно не начнёт создавать такие условия -- разговоры о свободе совести (и вообще о свободе) останутся разговорами. Другими словами, государству в основу конституции следует положить заповеди Ветхого и Нового заветов. Этих же заповедей, кстати, совершенно достаточно для составления законов: в них, на одной странице, в общих чертах, предусмотрены все аспекты человеческой жизни. В Америке, кстати, именно так и было. Так, в главном зале заседаний Верховного Суда США, снизу сиденья главного судьи, есть таблица, подчёркивающая важность десяти заповедей. В зале заседаний Палаты Представителей, каждый раз, когда спикер Палаты подымает глаза, он смотрит в лицо Моисею -- человеку, принесшего эти заповеди людям. Основоположники американского государства настолько верили в эти заповеди, что постановили, что все судебные разбирательства, где спорная сумма превышала 20 долларов, должны были следовать правилам "обычного права" (т.е., здравого смысла), см. статью VII, первые 10 поправок к конституции США. Томас Джеферсон, автор американской Декларации независимости, заявлял: "Мы должны вернуться к божественным законам". И: "У нас есть Создатель, который дал нам жизнь, свободу и счастье вместе с определёнными обязанностями!

На практике, для России и для русских, достижение этой конечной цели должно осуществляться максимально скорейшим возвратом к своему духовному достоянию -- православию. Процесс этот обещает быть трудным и долгим. Существующий епископат, например, судя по сообщениям в прессе и по его упорному нежеланию воспользоваться предоставляемой ему свободой для миссионерской деятельности, ни на какую роль в деле восстановления моральных ценностей, по-видимому, не годится. Население же, в подавляющем своём большинстве, атеистично, или, в лучшем случае, безразлично к религии и духовной жизни: в нём прочно заложен принцип "отделения церкви от государства" и вся жизнь строго делится на "церковную" и "мирскую". При этом эти две сферы не имеют никакого друг к другу отношения. Священнику, в проповеди пытающемуся применить церковные принципы к сфере "мирской" жизни, не преминут указать на неуместность его попыток вмешиваться "не в своё дело". И это -- не только в России в результате разгрома православия коммунизмом. Несколько лет тому назад в Швеции пастора протестантской церкви посадили в тюрьму за напоминание в своей проповеди о том, что, согласно Ветхому завету, педерастов побивали камнями. Местное общество педерастов и лесбиянок (теперь есть и такие!) подало на него в суд за "призыв к насилию" над ними, и суд приговорил незадачливого пастора-правдолюбца к шести месяцам тюремного заключения!

Таким образом, роль духовного руководства на какой-то срок придётся взять на себя государству -- до возникновения достойного епископата из рядов оздоровлённого духовенства. Здесь можно спросить -- в чём состоит христианская жизнь, что значит "жить по-христиански"?

На эту тему написано много и я не буду пытаться ответить на этот вопрос детально, см. статью "Становимся ли мы лучше... или хуже?”. Но, в общих чертах, говоря о нашей повседневной деятельности, жить по-христиански -- значит сознательно соблюдать заповеди, подчинять все наши действия христианским законам, законам совести. Учитывая, что надежд на моральное руководство со стороны церкви в данный момент рассчитывать не приходится, государству, наверно, придётся принять заповеди Ветхого и Нового заветов в качестве (и ВМЕСТО) конституции. На практике людям нужно будет сверяться с заповедями на каждом шагу и, если какое-то начинание или мероприятие в какой-то степени противоречит заповедям, то его не следует проводить в жизнь. Государству же придётся всё время напоминать гражданам о значении заповедей.

Повторяю, весь этот процесс будет трудным и долгим. Мировоззрение людей в России настолько искажено атеизмом, что признать всеобъемлющее значение духовной жизни для любой нашей деятельности в начале будет казаться просто невозможным. Положение осложняется ещё и ужасным экономическим состоянием страны, до нитки ограбленной и разорённой коммунистической диктатурой. Здесь мне невольно вспоминается, как во время одного интервью на вопрос репортёра о том, как поправить экономику России, я ответил: "Восстановить православие". Должен признаться, лицо репортёра ясно выразило, что он усомнился в моих умственных способностях: "Что он, серьёзно? Я ему про Фому, а он мне -- про Ерёму". В пояснение моей мысли я сказал, что здесь имеется ввиду замена всех конституций (за историю человечества их насчитывается несколько сотен) той, которая предлагает человеческие решения человеческих проблем -- Евангелием. Я ещё добавил, что следовало бы во всех населённых пунктах поставить обелиски с высеченными на них заповедями Ветхого завета и заповедями блаженств Нового завета. И, установив такие обелиски, твёрдо заявить, что отныне эти заповеди будут законами страны. Чтобы показать, что заповеди намного ближе и понятней людям, чем любая конституция, и не требуют высокомудрых разъяснений и толкований, я, для наглядности, дал их репортёру .

Но и реакция репортёра тоже вполне понятна, учитывая катастрофическое экономическое состояние России и всех остальных бывших советских республик. И вопрос -- что делать и что есть сегодня (есть, впрочем, нужно будет и завтра) стоит перед каждым гражданином достаточно остро. Также сказывается многолетняя привычка строго отделять всё "церковное" от "мирского".

Общенациональная цель, предложенная выше -- достижение духовного совершенства через подчинение всей нашей жизни "конституции" заповедей -- такова, что помогает найти решения всех проблем, включая и экономические. Используя марксистское словечко, речь идёт о смене "базисных" отношений в будущем русском государстве (базисные отношения -- отношения между индивидуумами данного общества, определяющие все другие отношения). Маркс, например, не без основания утверждал, что базисными отношениями в капиталистическом обществе являются экономические. В коммунистическом обществе базисные отношения -- идеологические (общеизвестно, что продвинуться в СССР можно было только по партийной лини ). До Петра 1-го в России базисные отношения определялись приверженностью к православию. В той же Темпльтоновской речи А. Солженицын высказывается об этом следующим образом: "Знала же когда-то и Россия такие века в своей истории, когда общественным идеалом была не знатность, не богатство, не материальное преуспеяние, а -- святость образа жизни. Россия тогда была напоена православием, сберегшим верность первоначальной Церкви первых веков. То древнее православие умело сохранять свой народ под двумя-тремя веками чужеземного ига, ещё одновременно отражая и неправедные удары крестоносных мечей с Запада...Вера была объединяющей и крепящей силой нации".

Итак, если мы согласимся стремиться к построению общества с православными базисными отношениями, на основе АБСОЛЮТНЫХ понятий Добра и Зла, то ответы на все другие вопросы придут сами собой. Вопрос о "законности" или "незаконности" абортов, например, просто-напросто отпадёт: ведь аборт непосредственно нарушает заповедь -- "не убивай" и, большей частью, является результатом нарушения другой заповеди -- "не прелюбодействуй". Также станет ясно, что стране ни в коем случае не следует гнаться за иностранными капиталовложениями, делаемыми и принимаемыми с целями чуждыми вышеуказанной. Здесь можно напомнить, что православный христианин не должен общаться с иноверцами с целью наживы или получения иных материальных выгод, а только лишь с целью обратить их в христианство. Начнут искореняться обман, насилие, погоня за лёгкой наживой -- всё это будет решительно порицаться общественностью, а также преследоваться законом за нарушение заповедей. В настоящий момент даже трудно говорить о соблюдении законов -- во имя чего они должны соблюдаться? "Прав человека"? (откуда у человека эти права?) "Блага народа"? (при отсутствии универсального мерила Добра и Зла, благо народа тоже видится каждому по-разному -- Сталину так, Горбачёву -- этак)? Коммунистическая власть в СССР ежедневно истребляла во имя достижения "светлых далей коммунизма" больше людей, чем цари за целое столетие.

Только поставив перед собой достойную цель -- духовное возрождение в православии -- Россия сможет преодолеть катастрофическое моральное и экономическое наследие марксизма.

Декабрь 1992 г.

Вверх

Rambler's Top100