Получено 10 апреля 2001 г.
От редакции узла "Мысли о России". Для частых посетителей нашего узла данное письмо, может быть, не содержит ничего нового с точки зрения описания событий, вызванных Архиерейским Собором, состоявшемся в октябре 2000 г. Но оно -- крик души человека, с надеждой поверившего РПЦЗ, а теперь брошенного на произвол судьбы. И поэтому мы его печатаем. Для удобства читателя в статью добавлены ссылки на разные относящиеся к делу документы.

Оглавление

------------------------------------------

 

ПИСЬМО СВЯЩЕННИКА ДИМИТРИЯ ДУБОВИЦКОГО, КЛИРИКА ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОГО
ПРИХОДА Г. МИЧУРИНСКА (ТАМБОВСКОЙ ОБЛ.)

"И некоторые фарисеи из среды народа сказывали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что, если они умолкнут, то камни возопиют". (Мф. 19: 39, 40)

Прежде чем высказать свою позицию и свой взгляд на случившееся хочу написать немного о себе.

Я перешел под юрисдикцию РПЦЗ в 1992 году из Московской патриархии, где был рукоположен (?) во иереи четырьмя месяцами раньше. С августа 1992 года по февраль 1993 года служил в Боголюбском соборе г. Мичуринска Тамбовской области, который был насильно захвачен представителями МП. За свой уход из МП в 1993 году я был анафемствован местным "архиереем" МП. С того времени и по сей день против меня со стороны представителей МП ведется откровенная "травля".

Возьмем, к примеру, недавние события. В 1999 году в местной газете "Наше слово" была опубликована статья под названием "Запрещен в священнодействии", в которой меня, как священника РПЦЗ, называют раскольником, а совершенные мною священнодействия называют кощунственными и безблагодатными, не имеющими духовной силы, людей же, обращавшихся ко мне как к священнослужителю, обвиняют в тяжком грехе. Тут же была напечатана моя фотография, на которой умышленно был заретуширован священнический крест.

После опубликования этой статьи ко мне домой приходил один из местных "священников" МП, угрожая мне тем, что если я не раскаюсь и не вернусь в МП, то травля усугубится, что дойдет даже до того, что меня будут обвинять в измене Родине.

После этого визита по городу Мичуринску и району стали расклеиваться листовки под тем же заглавием, что и статья в газете, также с моей фотографией и, плюс ко всему, указанием моего домашнего адреса. Те же листовки с приложением о сектантстве распространялись в местных храмах МП.

В марте 2000 года в той же газете выходит новая статья под заглавием "Лишается священного сана". Статья снабжена указом местного "епископа" МП с резолюцией Алексия (Ридигера) с перечислением многих Правил Церкви, на основании которых меня якобы лишают сана, а также комментарием местного "священника" МП, в котором он меня называет "маленьким человечком", работающим на врагов Церкви и Родины.

Многие из моих знакомых после всех этих публикаций перестали со мной даже здороваться при встрече. В городе бывало, что на меня откровенно показывали пальцем и шептались. Тяжело стало и в материальном положении, т.к. ко мне совсем перестали обращаться за исполнением треб. Вышеописанная травля сказалась и на членах моей семьи, в частности на детях, т.к. одноклассники в школе и друзья на улице высказывали им, что "…ваш папа больше не священник", "…листовку с портретом вашего папы вывесили в церкви" и т.п.

Для чего все это я пишу?

Пишу я для того, что даже год назад было, за что все это терпеть и сносить. Был огонек, который светил и согревал, а сейчас, после октябрьского Архиерейского собора, этот огонек исчез.

А меня и таких, как я, просто предали.

Я переходил в Зарубежную Церковь как в Церковь Истинную, твердо стоящую за Истинное Православие.

Что же мы видим сейчас?

Архиерейский собор РПЦЗ во всей своей полноте безоговорочно подписался под обращением к сербскому патриарху Павлу, явному экуменисту, о дальнейшем евхаристическом общении с официальной сербской церковью, состоящей во всех экуменических организациях, и просьбой к сербскому патриарху содействовать соединению с Московской патриархией, где МП именуется "частью Русской Церкви".

Все мы прекрасно знаем, что экуменизм – это "ересь ересей", "ересь всемирного масштаба".

Давайте назовем вещи своими именами.

Что такое ересь по учению Св. Отцов? В письмах мирянам свят. Игнатия Брянчанинова читаем: "Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святаго: она или хулит догмат Святаго Духа, или действие Святаго Духа, но хулит непременно Святаго Духа. Сущность всякой ереси – богохульство".

Экуменизм есть хула на Духа Святаго, а те, кто находится в экуменизме, – хулители Духа Святаго.

С кем, спрашивается, архиереи РПЦЗ поддерживают и в дальнейшем хотят поддерживать "братскую любовь и евхаристическое общение"?

С кем хотят идти на сближение в лице МП, также находящейся в ереси экуменизма и сергианства? Ответ: с хулителями Духа Святаго.

Здесь было бы уместным привести некоторые высказывания того, кому адресовано это "послание", и кого архиереи РПЦЗ в своем обращении именуют: "Ваше Святейшество!".

Из послания патриарха Павла к папе Иоанну Павлу II в 1992 году: "…Мы находимся в общении с Вами в молитве за мир и спасение всех…", и далее "…Мы заверяем Вас, что 9 и 10 января, во время моления в Ассизи, и мы "едиными усты и единым сердцем" вознесем к Престолу нашего Господа и Спасителя, вместе с Вашим Святейшеством, со всеми епископами и верующими Вашей Святой Церкви, пламенную молитву за мир во всем мире…".

А вот одно из высказываний патриарха (?) Павла по поводу введения нового календаря: "Нам ясно, что юлианский календарь ошибочен и его нужно исправить…".

"Ни коей пользы нет в "чистом житии" при прилежании к негодным догматам веры… ибо не токмо еретики суть враги Божии, но такожде и те, кои состоят с сими в общении" (свят. Иоанн Златоуст).

"Следите за своими епископами и священниками, да не зайдут оные так далеко, что станут учить против Истинной Веры или сослужить с еретиками" (свят. Геннадий Схоларий).

Правило 10 Святых Апостол: "Аще кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было и в доме: таковый да будет отлучен".

Правило 45 Святых Апостол: "Епископ или пресвитер, или диакон с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще позволит им действовать что-либо яко служителям церкви, да будет извержен".

Из Архиерейской Присяги: "Аще обещанное зде мною что преступлю или Божественным Правилам явлюся противен; тогда абие да лишен буду всего сана своего и власти, без всякого извета и слова и чужд явлюся дара небеснаго при посвящении рук данного мне Духом Святым".

Уместно будет привести также Правила 6-е и 33-е Лаодикийского Собора, которые запрещают еретикам не только присутствовать, но и входить в храмы.

Факты сослужений с еретиками некоторых епископов и священников РПЦЗ налицо, как и факты того, что представители сербской официальной церкви и других представителей "мирового православия", которые сослужили в храмах РПЦЗ, также налицо. В частности, Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, собор "Всех скорбящих Радосте" в Сан-Франциско и др. Я уже не упоминаю про Германскую епархию.

Архиереи РПЦЗ, по Правилам Церкви, сами себя лишившие священного сана, вместо покаяния за свои отступнические действия, прещают (?) несогласных с их еретической позицией священников.

Спрашивается, имеют ли они на это право? Как сказал митр. Виталий в отношении МП: "Находящиеся под судом не имеют права судить".

Грустно видеть, что многие из священнослужителей и прихожан РПЦЗ не поддерживают священников, занявших непримиримую позицию за сохранение Истинного Православия.

"Аще обсуждение и предложенный вопрос суть об Истинной Вере и Предании нашей Церкви, тогда убо даже самый смиренный и тихий и миролюбивый человек должен есть противостоять и защищать сии вещи" (св. Никодим Святогорец).

Ужасные "послания", подписанные на Архиерейском соборе РПЦЗ в октябре 2000 года, многих верующих не оставили равнодушными. Со всех концов мира на имя Синода РПЦЗ стали приходить письма с возмущениями и слезными просьбами отказаться от содеянного и раскаяться.

В феврале 2001 года состоялось заседание синода РПЦЗ, на котором была подтверждена позиция октябрьского собора. Было заявлено, что РПЦЗ имеет евхаристическое общение с официальной сербской церковью.

"Если некоторые претендуют, что исповедывают здравую веру, имеют же, тем не менее, общение с инакомыслящими, если и после увещания не перестанут так поступать, то надлежит иметь и их самих не только отлученными, но даже и братией не называть" (свят. Василий Великий. Послание к монашествующим).

Заметьте, "РПЦЗ имеет общение…", т.е., значит, и все мы, священники, монашествующие и миряне, все мы, во Отечествии и разсеянии сущие, имеем общение с еретиками.

А кто-нибудь спросил нас?

Получается, что РПЦЗ, во всей своей полноте, – это Архиерейский синод? Очень жаль только, что когда подписываются подобные "послания", то почему-то забывают о простых людях. Жаль, что епископы не видели слез и отчаяния людей, которые читали эти предательские "послания".

В последнее десятилетие очень много говорилось о той великой миссии, которую РПЦЗ несет для русских людей и для всего мира, являясь продолжательницей исповедничества и заветов Св. Новомучеников и Исповедников Российских. Мне думается, вряд ли кто-нибудь из Новомучеников поставил бы свою подпись под подобным "посланием".

В "послании" к патриарху Павлу МП называют "частью Русской Церкви", а, судя по созданию "Комиссии по сближению двух частей Русской Церкви" (правильное название этой Комиссии – "по вопросам единства Русской Церкви" – ред.), другой частью является РПЦЗ.

Но иначе думали Блаженные Первоиерархи и Великие Отцы РПЦЗ.

Архиерейский Собор РПЦЗ 1971 года засвидетельствовал, что "свободная часть Русской Церкви, находящаяся за рубежом СССР, душой и сердцем с исповедниками веры, которых нередко именуют катакомбной Церковью". Собор епископов сознает свое единство с ними.

На десятом Епархиальном собрании в 1957 году Митрополит Анастасий говорил: "Мы неразрывно связаны с Матерью Церковью Катакомбной, которая подвергается преследованиям со стороны церкви советской" (Пр. Русь, 1957 г., № 10).

"РПЦЗ почитает себя в духовном единении именно с этой тайной Церковью, а не с МП, возглавляемой неканонично избранным патр. Алексием". (Пр. Русь, 1961 г., № 22).

В "Послании Третьяго Всезарубежнаго Собора РПЦЗ" (1974 г.), составленном Митрополитом Филаретом, читаем: "Увы, свободный мир и даже представители Церквей эту "политическую декорацию" (МП) принимают как подлинный голос Русской Церкви", и далее: "…их голос (МП) для нас чужой, и на общение и соединение с ними мы не пойдем…". Свят. Филарет мудро настаивал на том, что с еретиками не может быть никакого диалога, а только монолог. А Митрополит Анастасий в своем духовном завещании заповедывал: "С ними (МП) Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения…".

В течении 70 лет РПЦЗ учила своих пасомых о МП, как о "советской церкви", "церкви лукавнующих", "сатанинской церкви", "красной церкви", "организации сатаны" и т.д.

Я не буду приводить в этом письме множество подобных высказываний св. Новомучеников и Исповедников Российских -- все и без того хорошо известны. Вспомним только, что Катакомбная Церковь предала анафеме Московскую патриархию.

Хотя, как ни странно, сегодня мнение Катакомбной Церкви не очень-то принимается в РПЦЗ. В частности, некоторые епископы и священники называют катакомбников "самосвятами", "сектантами" и т.п.

После вышеописанного странными кажутся уверения в том, "что никакого резкого изменения курса Церкви и отхода от Ее исторических позиций не было на Архиерейском соборе 2000 года. Послания и постановления этого собора находятся в полном соответствии со всеми предыдущими постановлениями и точно отражают неизменный курс РПЦЗ и ее отношения к МП" (из обращения пастырского совещания духовенства Западно-Американской епархии РПЦЗ).

Но мы видим, что нынешний епископат РПЦЗ своими решениями на соборе 2000 года просто попрал заветы Первоиерархов РПЦЗ и решения ранее проходивших соборов РПЦЗ.

МП ведет захват храмов и монастырей РПЦЗ, неужели епископат РПЦЗ думает, что своим пресмыкательством перед МП спасет храмы и монастыри от захватов?

В недавней истории Русской Церкви такое уже было, когда некоторые свое пресмыкательство перед советской властью хотели оправдать тем, будто этим самым они спасали Церковь. Было и так, что несогласных с этой позицией запрещали в священнодействии.

Неужели Зарубежная Церковь стала сергианской?

В феврале 2001 года в городе Воронеж, по сообщению Вдъ, состоялось пастырское совещание, на котором присутствовали арх. Лазарь и еп. Вениамин. "…Участники встречи признали поспешным заявление еп. Вениамина об отзыве своей подписи…", и далее: "…Российские иерархи РПЦЗ выразят свою общую позицию по отношению к итогам Собора на IX Архиерейском Совещании Российских Преосвященных, которое состоится в июне".

По Русской Православной Церкви нанесен страшный удар. Епископы РПЦЗ, в числе которых и Российские епископы, по Каноническим Правилам, лишили себя священного сана и подпали под анафему 1983 года.

Надо экстренно принимать решение, ведь тысячи людей страдают в неистерпимых душевных муках. Почему никто не думает о тех, кто составляет большую часть Церкви? Тут для ответа подходит только одно слово – "Лаодикия" (Апок. 3: 15, 16).

К сожалению, приходится констатировать, что на сегодня теплохладность – это нормальное состояние многих и многих членов РПЦЗ.

Мы дожили до Великого Поста. В воскресенье на первой неделе служится "Чин Торжества Православия", где вспоминаются труженики Церкви Христовой и оглашается анафема еретическим учениям, врагам и хулителям Православия.

В кафедральных соборах архиереи РПЦЗ служили этот Чин.

Кому они оглашали анафему, когда диакон возглашал: "…Иже имут общение с сими еретики или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мнящею братскую любовь и единение разрозненных христиан -- Анафема"?

За все это время, с окончания октябрьского собора и по сей день, еп. Вениамин, еп. Агафангел и еп. Варнава дезавуировали свои подписи из-под отступнического "Послания патриарху Павлу". Однако еп. Вениамин, как сообщает Вертоградъ, "не прерывает канонического общения с другими архиереями РПЦЗ и призывает находящиеся в их ведении общины и приходы сохранять подчинение своим епархиальным архиереям". Другими словами, еп. Вениамин поддерживает каноническое общение с поправшими Св. Каноны, Архиерейскую Присягу и заветы и учения Св. Отцов и не раскаявшимися в своих отступлениях, и призывает общины и приходы находиться в подчинении у этих отступников. А еп. Агафангел прещает свящ. Николая Фуртатенко за его принципиальную позицию в верности Православию.

"Искание компромисса будет характерным настроением людей. Прямота исповедания исчезнет" (свят. Иоанн Шанхайский).

Странная двоякая позиция прослеживается у нынешнего Первоиерарха РПЦЗ, а также в решениях Соборов РПЦЗ последних лет.

В 1983 году Архиерейский Собор РПЦЗ предает анафеме ересь экуменизма.

В 1987 году, из Рождественского послания Митр. Виталия: "В данное время большинство поместных церквей потрясены во всем их организме страшным двойным ударом: новостильного календаря и экуменизма. Однако, и в таком их бедственном положении мы не дерзаем и, упаси нас Господи от этого, сказать, что они утратили Божию благодать. Мы провозгласили анафему экуменизму для чад нашей Церкви только, но этим мы очень скромно, но твердо, нежно, но решительно, как бы приглашаем задуматься поместные церкви. В этом роль нашей самой малой, скромной, полугонимой, всегда начеку, но истиной Церкви. Мы de facto не сослужим ни с новостильниками, ни с экуменистами, но если и кто-либо из нашего духовенства, по икономии, и посягнул на это сослужение, то этот единичный факт не влияет на наше стояние в истине".

Хотя факты на самом деле говорят обратное. Только в письме Бостонского благочиния 1986 года, адресованном Митр. Виталию, фактов сослужения епископов и священников РПЦЗ с экуменистами приводится около десятка.

Митр. Виталий, написавший множество трудов и статей об экуменизме, как о ереси, вдруг высказывает довольно странное понимание анафемы 1983 г.

Далее. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 1996 года была создана Специальная комиссия, которая высказала свое мнение в отношении МП. По мнению комиссии, следует активнее устанавливать контакты "с другими частями Российской Церкви, особенно с МП. Эта потребность вытекает из необходимости заботиться о всех частях Российской Церкви". Комиссия сочла нужным продолжать собеседования с представителями МП, опираясь на опыт, имеющийся в этой сфере в Германской епархии. На Архиерейском Соборе 1998 года, в послании Собора, совершенно ясно говорилось о том, что РПЦЗ не имела и не имеет никаких тенденций сближения с МП и какого-либо диалога, а также подтверждается анафема 1983 года.

А на Архиерейском соборе 2000 года в послании патриарху Павлу МП уже называется "частью Русской Церкви" и выказывается желание "духовного соединения" и "желанного сближения" с оной.

То же самое и в отношении официальной сербской церкви: 1999 год, 28 апреля, -- Архиерейский Синод РПЦЗ обращается к архиереям официальной сербской патриархии с просьбой о "святых молитвах".

1999 год, 31 июля, – письмо Митр. Виталия, разосланное архиереям РПЦЗ, в котором говориться следующее: "Отныне мы не должны приглашать их (т.е. клириков сербской официальной церкви) участвовать в наших богослужениях, ограничиваясь просто молчанием… Другими словами, молчаливо духовно от них отстраниться…".

Архиерейский собор РПЦЗ 2000 года. В послании патр. Павлу читаем: "…Мы всегда дорожили евхаристическим общением между нашими Церквами-сестрами и желаем сохранить это общение до конца времени…".

Подписано всеми без исключения епископами РПЦЗ, включая и Первоиерарха.

"Но, да будет слово ваше: да, да, нет, нет; а что сверх того, то от лукавого". (Мф. 5: 37).

С великой скорбью приходится признать тот факт, что вот уже как пятнадцать лет, практически после блаженной кончины свят. Филарета (Вознесенского), экуменическая ересь, преданная анафеме в 1983 году, пролезла и пустила свои пагубные корни в РПЦЗ. Действия "зарубежников", находящихся в молитвенном общении с еретиками-экуменистами, ни разу не пресекались, что и послужило в 1986 году поводом для выхода из юрисдикции РПЦЗ около 30 приходов в Америке, а также десяти во Франции.

В храмах РПЦЗ совершаются совместные богослужения (?) с еретиками-экуменистами, а также причащение прихожан МП и других представителей "мирового православия".

Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, считавшийся жемчужиной Зарубежной Церкви, превратился в место, где уже стали обычными сослужения и торжественные приемы представителей "мирового православия". Здесь надо вспомнить слова Архиепископа Виталия (Максименко): "Кто изменит дух монастыря, того я и из могилы предам проклятию".

Церковная власть РПЦЗ находится в руках людей, ставящих своей целью объединение РПЦЗ с "мировым православием", а также соединение с МП в одно целое.

Все вышеописанное в этом письме поставило меня перед выбором. Я принял не простое, после своего девятилетнего пребывания в РПЦЗ, решение -- выйти из-под юрисдикции РПЦЗ. Моя православная совесть не позволяет мне находиться в подчинении и молитвенном общении с нынешней иерархией РПЦЗ; это уже, к моему великому сожалению, далеко не та церковь, в которой я хотел служить.

"Но уже борьба не в словах, а в самих вещах; время не слов, а доказательств (ибо, как это можно сделать, когда судьи настолько испорчены?!), но любящим Бога долженствует самими делами доблестно противиться и быть готовыми перенести все опасности за Православие и не марать себя общением с нечестивыми" (Послание св. Марка Ефесского к иеромонаху Феофану).

Возможно, кто-то, прочитав это письмо, скажет, коль я выношу такие бескомпромиссные суждения, то почему бы мне ни применить к себе с такой же строгостью Правила Церкви, т.к. я пришел в РПЦЗ из МП, а в этом письме я прямо и много исповедую МП еретическим и безблагодатным сообществом. Отвечу на это честно. Икономия, по которой я был принят в РПЦЗ, понимается мною именно мозгами, а сердцем мне очень тяжело это понять, поэтому в разное время мною было написано два письма, обращенных к Митр. Виталию. В этих письмах я затрагивал данную проблему и просил о принятии меня и моей семьи через таинство Крещения и, если на то будет воля Божия, последующее рукоположение меня в священный сан. К сожалению, ответа ни на одно из этих писем я не получил по сей день.

Мое письмо не есть призыв последовать моему примеру. Как поступить в сложившейся ситуации – это дело совести каждого. Просто я посчитал нужным высказать свои личные позиции, сопоставив их со Св. Канонами и учением Св. Отцов.

Последующее за моим письмом запрещение в священнодействии и прочие прещения не признаю, руководствуясь Правилом 3 Третьего Вселенского Ефесского Собора и Правилом 15 Двукратного Константинопольского Собора.

В конце этого письма, как эпилог, хочется привести отрывок из письма св. Оптинского старца Анатолия (Потапова). Странно, что укрепляясь этим письмом, в свое время я уходил из МП, теперь же выхожу из РПЦЗ.

"Но горе будет в те дни монахам, которые обязались имуществом и богатством, и ради любви к покою готовы подчиниться еретикам. Они будут усыплять свою совесть, говоря: "Мы сохраним и спасем обитель и Господь нас простит". Несчастные и ослепленные совсем не помышляют о том, что с ересью войдут в обитель бесы, и будет она уже тогда не святой обителью, а простыми стенами, откуда отступит благодать".

Грешный иерей Димитрий Дубовицкий, Великий Пост, г. Мичуринск.

Rambler's Top100 TopList