Получено 8 апреля 2001 г.
От редакции узла "Мысли о России". Печатается с сокращениями.

Оглавление

------------------------------------------

Дорогие братья и сестры!

В ходе обсуждения Соборных и Синодальных документов стало необходимо выяснить некоторые вопросы веры и верности. Этот рубеж поставил всех членов РПЦЗ перед выбором.

Появились и идеологические «лидеры», указывающие «единственный верный» путь в сложившихся обстоятельствах. Является ли их глас гласом всей РПЦЗ или их личным суждением?

С одной стороны, решения октябрьского Собора для них приемлемы, поскольку они остаются вместе с нарушителями канонического строя. При этом позволяют себе критиковать эти решения. Непоследовательность подобных действий вызывает, на первый взгляд, недоумение, а по сути, создает иллюзию борьбы, удерживающей уход от отступившей иерархии. (Не то ли самое в МП? Ридигер: «Оставайтесь в церкви и боритесь с недостатками церкви»). Причем затрагиваются только вопросы отношений с МП. О Литургическом общении с членами всемирной экуменической организации умалчивается, как будто это не есть та каноническая черта, перешагнув которую, православный становится еретиком и оказывается за пределами Христовой Церкви.

«Если кто-либо из епископов…начнет проповедовать… противное православию, тогда прочие священно- и церковнослужители вправе и даже обязаны тотчас отделиться от подлежащего епископа, причем за это не только не будут подвержены какому бы то ни было каноническому наказанию, наоборот, удостоены будут похвалы, ибо этим они не осудили и не восстали против настоящих, законных епископов, а против лжеепископов… Не раскол образовали этим в Церкви, напротив, по мере сил, освободили церковь от раскола, предупредили разделение» (Прав.15 Св.Собора Константиноп. Двукратного).

Стараются навязать всякими путями мысль, что непоминающие ушли из РПЦЗ. Никто не в силе убрать православного из Христовой Церкви. Глава – Христос, а не сильные мiра сего.

Делается попытка канонические вопросы подменить человеческими отношениями.

Верность митрополиту Виталию, милосердие – это ценности другого порядка, не имеющие силы без главного. Этими добродетелями не заменить чистоты веры. Ни один священнослужитель не давал клятвы на верность личности, будь то митрополит, патриарх, а только Христу, Его Церкви и Св. Канонам.

По поводу милосердия православным предлагается не оставлять немощного митрополита, который в силу своего возраста не может владеть ситуацией. Как это будет в жизни? Будем ли мы дальше в церкви «Не имуще скверны или порока или нечто от таковых»? (Еф.5.27)

Мы искренне сожалеем, что наш первоиерерах возглавляет отступников, и чистосердечно хотим верить, что по немощи. Но почему же и мы должны за ним идти в ересь? Желаем в нем видеть старца Елеазара, духовника ветхозаветных мучеников Маккавеев.

Некоторые считают, что, если поминовение иерархии становится невозможным, по совести священники должны прекратить Богослужение. Когда было в Истории Церкви, чтобы в результате отступнических решений верные прекратили служить Богу? Когда и какие соборы православных обращались к еретикам с просьбой не лишать их литургического общения?

Есть предложения «бороться за епископов», оставаясь вместе с ними в соборно принятой ереси. Соборность должна быть святой, созвучной с предыдущими соборами, а не просто какой-нибудь, ведущей к смутам и расколам.

Может, и поборолись бы, да как? Уезжая на Собор, посоветовались ли иерархи со своим духовенством и паствой? Знали ли их настроения? А вернувшись с Собора, не скрыли ли от людей их решения? И сколько прошло времени, пока все это стало достоянием гласности? Почему ставили подписи, забыв, что за ними – люди? Через сколько месяцев стало приходить осознание содеянного и пробудилось первое движение к покаянию (еп. Вениамин, в дальнейшем еп. Агафангел)? Более канонично поступил еп. Варнава, покаявшись и отделившись («отойди от зла и сотвори благо»). Для нас только непонятно, как вл. Варнава будет подчиняться митр. Виталию, под чьим руководством действуют отступники (даже если и обманом). Как же «за епископов бороться», если за неприятие еретических решений и действий согласно Св. Канонам, они подвергают священнослужителей гонениям: запрещают в священнослужении, от них требуют вернуть Антиминсы, Богослужебную утварь, порочат на весь мир как святотатцев и «аморальщиков».

Архиереев, говорящих такие слова, можно искренне пожалеть, т.к. Бог всем воздаст по делам их, ведь Он не только Милостив, но и Правосуден. Поэтому желаем им искренне и до конца сознать содеянное, покаяться и исправить положение, насколько это еще возможно. Как бы не случилось, что для епископов, дезавуировавших свои подписи, Собор 2000г. станет причиной для отделения, как бы на законном основании, Российских приходов и превратит РПЦЗ в неканоническое образование вне России. Зато внутри Российских приходов инакомыслящим (непоминающим священникам и прихожанам) места не будет.

Может ли наша Церковь при таком положении дел приглашать людей в Церковь? Где прежняя чистота веры? В чем ее отличие от МП, если служат с еретиками? Разве святые новомученики давали ей неверную оценку? Что бы они сказали по поводу доклада еп. Евтихия? А Богословы и иерархи, митрополиты Антоний, Анастасий, Филарет, предыдущие Соборы были бы согласны с последними решениями? Ведь и без ереси экуменизма, унии с монофизитами и католиками МП не была Церковью, когда же МП стала еще и таким всееретическим образованием, появилась нужда в Комиссии по единству. Даже выход МП из ВСЦ без осуждения ереси экуменизма не будет покаянием, а только вариантом Грузинской и Иерусалимской патриархий.

Непоминающие приходы ждут настоящего русского епископа, свободного от иллюзий и непоследовательности, который поведет свою паству по пути спасения в жизнь вечную.

Мир и Божие благословение да почивают на всех верных рабах Божьих.
Иерей Николай (Фуртатенко), иерей Василий (Фуратенко) с паствой.

24.03/06.04.2001г.
г. Киев

Rambler's Top100 TopList