Получено 23 марта 2001 г.
От редакции узла "Мысли о России". Со времени октябрьского Архиерейского Собора РПЦЗ прошло почти пять месяцев. Но приведенное ниже "Обращение" -- первое "организованное" выступление с попыткой приводить хоть какие-то обоснования своим доводам. До этого времени священноначалие РПЦЗ отмалчивалось или карало "бунтовщиков". Наш комментарий следует предварить общим замечанием о том, что всё "Обращение" замалчивает самое главное -- тот факт, что Архиерейский Собор нарушил заветы всех прежних митрополитов и исповедников РПЦЗ, признав возможным на слово верить заявлениям архиереев МП! Для удобства читателя наши комментарии будут вставлены курсивом после соответствующих параграфов "Обращения". Многие заявления "Обращения" были убраны, потому что большая их часть звучит вроде "помните, братья, белое есть белое" (полный текст -- здесь). И, наконец, приведено много интернетовских ссылок, где читатель может ознакомиться с соответствующими документами

Оглавление

------------------------------------------

ОБРАЩЕНИЕ

Пастырского совещания духовенства Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви заграницей

I.

Мы, священнослужители Западно-Американской епархии, собравшиеся в Богоспасаемом граде Сан-Франциско, с глубокой скорбью и переживанием воспринимаем высказывания и действия в среде нашей Русской Православной Церкви заграницей, вызванные недоверием и непониманием, а иногда и сознательным извращением Послания и резолюций последнего Архиерейского Собора нашей Церкви.

 

С самого начала -- излюбленный советский приём: вселить недоверие к оппоненту, опорочить, сделать его каким-то ненормальным, не заслуживающим уважения или доверия. Но, если это даже так, то где были все эти "недоверяющие, непонимающие и извращающие" ДО октябрьского Собора? Логично предположить, что, наверно, есть ЧТО-ТО в этом Соборе, что вызвало внезапное появление этих "ненормальных" по всему миру? Массовый гипноз?

В связи с вышеизложенным, мы, священнослужители Западно-Американской епархии, участники Пастырского совещания, единогласно выражаем нашу поддержку, единомыслие и верность Высокопреосвященнейшему Первоиерарху нашей Церкви, митрополиту Виталию и всему Архиерейскому Собору, а также нашему новоназначенному правящему архиерею, Преосвященному Кириллу, епископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому. Мы считаем и верим, что Святой Дух управлял и управляет нашими архипастырями в их соборных решениях, и, следовательно, выражаем всецело согласие как с прошедшими Посланиями и постановлениями Архиерейских Соборов, так и с Посланием и постановлением последнего Архиерейского Собора, в октябре 2000 года.

Из-за нынешних нестроений наши архипастыри еще больше нуждаются в молитвах и поддержке верного Русской Православной Церкви заграницей духовенства и верующих -- к этому мы призываем своих собратьев и пасомых.

Одновременно, мы слезно умоляем своих собратьев и верующих, не принимающих решения Архиерейского Собора, восстающих на иерархию и смущающих "малых сих", вернуться на путь церковности, послушания, любви и доверия.

 

Очень похвальное, верноподданническое заявление. Но, когда здесь говорится о верности и прочем ВСЕМУ Архиерейскому Собору, то возникают трудности. Во-первых, еп. Варнава НЕ ПОДПИСАЛ соборного Послания; во-вторых, сам митрополит Виталий, в своём послесоборном Послании выразил своё несогласие. Так как оно намеренно было замолчано и нигде не опубликовано Синодом, приведём некоторые его слова: " Тот факт, что я подписал это Послание, далеко не значит, что я с каждым пунктом согласен и я знаю, что есть и другие архиереи, которые думали также, как и я, но составить Послание, которое будет угодно всем, почти невозможно. Есть еще один пункт, который очень озадачивает многих из вас, а именно создание Комиссии при Архиерейским Синодом, деятельность которой будет обсуждение вопросов единства Русской Церкви. Я сам себе задал вопрос, о каком единстве можно думать, когда всем должно быть ясно, что Русская Православная Зарубежная Церковь, сохранившая свою духовную свободу все эти 80 лет, никогда не пойдет на соединение с Московской Патриархией". В-третьих, три епископа (Варнава, Агафангел, Вениамин) потребовали, чтобы их подписи были убраны с письма Павлу, патриарху Сербскому (известному экуменисту). В этом письме архиереи РПЦЗ просят патриарха быть посредником в деле "желанного сближения" (с МП).

II.

В связи с упоминаемыми волнениями и сопротивлению Высшей Церковной Власти, мы считаем, что необходимо, хотя бы кратко, засвидетельствовать, что никакого резкого изменения курса Церкви и отхода от Ее исторических позиций не было на Архиерейском Соборе 2000 года. Послание и постановления этого Собора находятся в полном соответствии со всеми предыдущими соборными постановлениями и точно отражают неизменный исторический курс Русской Православной Церкви заграницей и ее отношения к Московской Патриархии.

 

Здесь -- открытая неправда. В течение всего своего существования РПЦЗ заявляла, что грех сергианства может быть "перечёркнут" (используя термин из соборного Послания) тем же, что и всякий грех -- покаянием. Но вот после 15 лет гласности и перестройки, а потом и выхода МП из прямого подчинения КГБ, что мы видим? МП в нём не только и не думает каяться, а наоборот. Апологеты м. Сергия (Страгородского) усердно насаждают миф о том, что он подчинился коммунистическим богоборцам во имя спасения Церкви! Ответим словами митрополита Виталия: " Такие защитники сергианства, стремящиеся подложить некую видимость фундамента под ложь и обман этой ереси копают глубокую яму своим владыкам, яму, из которой они никогда уже не выйдут. Для вселенской православной мысли уже ясно, что все мы спасаемся в Церкви и Церковью, но не спасаем Церковь. Никто никогда из всех свв. Отцов не выразил такую нелепую мысль, граничащую с невежеством в области самого догмата о Церкви. Господь наш Иисус Христос есть единый Спаситель Церкви, как Ея Глава, и только Он Един и никто никогда кто другой. А последние события в России нам показали, что вожди Московской Патриархии не сумели или сами не захотели воспользоваться гласностью и перестройкой, промыслительно данной им этой отдушиной и тем окончательно убедили всех в их безнадежной закостенелости и в их состоянии глубочайшего рабства партии. Будем же мы. наконец, откровенными и говорить правду в лицо". Предисловие к брошюре "Пред судом Божиим", Монреаль, Канада, 1990 г.

Теперь, после 15 лет свободного существования МП, когда уже нет никаких сомнений в ДОБРОВОЛЬНОСТИ её следования сергианству и экуменизму, мы можем по-настоящему осмыслить слова Блаж. Митрополита Анастасия в его "Завещании": "Что касается Московской Патриархии и ея иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с Советской властью, открыто исповедающей свое полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всем русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никaкого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения, предостaвляя в то же время каждого из них окончательному суду Собора будущей свободной Русской Церкви".

Но всё Послание октябрьского Архиерейского Собора базируется на нарушении мыслей, высказанных нашими Первоиерархами! Поэтому вышеприведенное заявление "Обращения" является откровенным искажением истины.

Противники Архиерейского Собора 2000 года пытаются утверждать, что будто бы "новый курс" Русской Православной Церкви заграницей состоит из признания Московской Патриархии "Матерью-Церковью". Во-первых, этого выражения вообще нет в соборных постановлениях и посланиях Собора 2000 года. Во-вторых, было бы полным абсурдом для Русской Православной Церкви заграницей, основанной в 1920 году согласно Указу св. Патриарха Тихона, считать своей Матерью-Церковью Московскую Патриархию, незаконно основанную целых 7 лет спустя в 1927 году узурпацией законной Церковной Власти Заместителем Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополитом Сергием (Страгородским), после его известной "Декларации" о полной лояльности Церкви богоборческой власти. Считать новую церковную структуру, созданную митрополитом Сергием, законной и канонической властью, Русская Православная Церковь заграницей всегда отказывалась, и отказывается по сей день. Как может она считать иерархическую структуру созданную м. Сергием канонической, когда сама МП, по выражению ея лучших церковных историков, сама называет власть м. Сергия "неканонической" (см. изданную Свято-Тихоновским богословским институтом книгу: "Акты св. Патриарха Тихона")?

 

Здесь -- опять излюбленный советский приём: приписать своим оппонентам некое заявление, а потом доказывать его несостоятельность. Члены РПЦЗ, выступающие против решений октябрьского Архиерейского Собора не организованы и "оппозиция" состоит из отдельных выступлений отдельных лиц, включая, правда, и архиереев РПЦЗ. Поэтому кто-то, где-то, МОЖЕТ БЫТЬ и сказал что-то о "Матери-Церкви". Но дело-то не в названии, а в том, что всё Послание Собора РПЦЗ, "Резолюция Архиерейского Собора РПЦЗ", послание Сербскому патриарху Павлу, "Доклад Епископа Женевского и Западно-Европейского"  (Амвросия) -- пропитаны духом благожелательности и доверия к документам августовского архиерейского собора МП, написанным архиереями МП, многие из которых (начиная с "патриарха Алексия II"), служили сексотами КГБ! А так как МП усиленно именует себя "Матерью-Церковью", то признание её руководства архиереями РПЦЗ в качестве достойного доверия партнёра, равносильно признанию её "Матерью-Церковью".

Неверно считать, что Русская Православная Церковь заграницей определяется только одним противостоянием Московской Патриархии. Сущность Русской Православной Церкви заграницей не в отрицании чего-либо, а в созидании Христовом: в освидетельствовании перед всем миром истинного православия, в сохранении всей полноты учений и традиций Русской Православной Церкви и передачи их без изменений последующим поколениям, в окормлении русских православных людей в рассеянии сущих, в помощи страждущему русскому народу на Родине, в миссионерской деятельности -- в просвещении жителей всех стран, где русские люди ни поселились бы, светом Христовой Истины.

Среди самых важных священных обязанностей Русской Православной Церкви заграницей всегда было засвидетельствование перед всем миром правды о положении подъяремной Церкви в порабощенной России и отрицание всякой лжи исходящей от официальных представителей богоборческой власти, в том числе и послушных ей иерархов Московской Патриархии.

 

Опять тот же приём -- приписать некое абсурдное мнение оппозиции, а потом легко его опровергать? Кто, где и когда заявлял, что РПЦЗ " определяется только одним противостоянием Московской Патриархии"!?

Исполнение этого священного долга -- говорить правду о действительном положении Церкви на Родине -- требовало и требует от архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви заграницей осторожного и тщательного наблюдения над всеми явлениями церковной жизни там. Добросовестное отношение к происходящему в пределах Родины не может позволить лишь отрицательные заявления.

Всё так -- но по отношению к РУКОВОДСТВУ МП мы должны всегда относиться отрицательно до того пока оно ВСЕНАРОДНО не раскается в многолетнем предательстве Православия и своей паствы. И доверчивость к РУКОВОДСТВУ МП не имеет ничего общего с добросовестным отношением.

В течение всего почти 75-летнего периода после Декларации м. Сергия, Русская Православная Церковь заграницей резко осуждала сотрудничество руководителей Московской Патриархии с богоборческой властью и их ложные высказывания об истинном положении Церкви под игом советским. Русская Православная Церковь заграницей сразу же и совершенно справедливо объявила, что пока церковная власть, подчиненная м. Сергию и его преемникам находится в тесной связи и под управлением богоборческой власти, она не может иметь никакого общения с МП.

Но в чём архиереи РПЦЗ увидели изменение в РУКОВОДСТВЕ МП? Какая разница между мм. Сергием, Алексеем, Пименом и Алексием II? Разве что, как в своё время метко выразился о. Георгий Эдельштейн, в степени владения французским языком?

Однако, никогда и ни коим образом Русская Православная Церковь заграницей не теряла духовную связь с многострадальным русским народом и с теми священнослужителями, которые в тяжелейших условиях, продолжали верно исполнять свои пастырские обязанности.

Но с этим НИКТО не спорит?

Противники Архиерейского Собора 2000 года утверждают, что они отмежевываются от тех, которые считают МП частью Русской Православной Церкви. Им следует напомнить, что в таком случае они отмежевываются от самого митрополита Филарета, который в своем "Послании ко братьям во Христе православным епископам и всем, кому дорога судьба Российской Церкви" в 1965 г. писал: "Однако, кроме находящихся в Советском Союзе Истинно-Православной Церкви и Московской Патриархии, не имеющих ни молитвенного, ни бытового общения между собой, существует еще третья часть Русской Церкви (выделено нами) -- свободная от гонений и преследования безбожниками -- Русская Православная Церковь заграницей".

Не совсем понятно к чему приведена эта, вырванная из контекста, фраза.. Ведь "противники Архиерейского Собора 2000 года" настаивают на непризнании РУКОВОДСТВА МП, как заслуживающего доверия?

А в 1994 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заграницей, говоря об этих разных частях Русской Православной Церкви, в своем Послании пишет: "Сознавая свою ответственность перед Богом и людьми, мы, свободные в своих действиях от всякого постороннего вмешательства архиереи Русской Церкви, полагаем, что пришло время искать живого общения со всеми частями Единой Русской Православной Церкви, разрозненными в силу исторических обстоятельств." Это соборное постановление, между прочим, подписал и отошедший в раскол бывший епископ Валентин (Русанцев).

Опять же, под "частями Единой Русской Православной Церкви" здесь не разумеется кэгебешное руководство МП, а Церковь в смысле Тела Христова. Странно, что авторы "Обращения" -- священнослужители РПЦЗ, не понимают этого?

Все усилия небольшой группы противников Архиерейского Собора 2000 года исказить правду об исторических позициях Русской Православной Церкви заграницей в своих заявлениях, открытых письмах, отзывах, обращениях и мнениях, распространяемых почти исключительно электронной почтой и по Интернету, окажутся тщетными. Как правило, дух этих "заявлений", их тон, и, временами такая грубость, озлобленность и дерзость, выдают малоцерковность или заблуждение их авторов. Святая Церковь в дни Великого поста особенно молится: "языки же да очистятся от глагол неподобных" (Молитва верных первая, Литургия Преждеосвященных Даров). Церковь также предупреждает нас, чтобы "слух же словесем праздным [был] невходен" (там же). Как жалко, что подпадают под влияние противников новые члены Церкви слышащие эти "словесе праздные". Нередко эти люди недостаточно осведомленные или недостаточно знакомые с обширным материалом свидетельствующим об истинном историческом курсе Русской Православной Церкви заграницей, а также не имеют достаточного опыта церковной жизни. В умах этих "малых сих" сеются сомнения и это вносит смущение, раздор и непослушание в церковную ограду.

Прежде всего ответим на упрёк "противникам Архиерейского Собора" об их заявлениях "распространяемых почти исключительно электронной почтой и по Интернету". К сожалению, другого способа распространять информацию у них нет. До сих пор от Синода, кроме угрожающих заявлений ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА ничего не исходит. Знаменательно, что, в предчувствии оппозиции своим деяниям, авторы октябрьского Послания Архиерейского Собора включили в Послание такие слова: "Напрасно мы будем вещать на весь мир о своём стоянии в Истине, если члены нашей Церкви будут предпочитать личной добродетельной жизни подозрения к другим, ссоры, составление союзов для осуждения других и различные действия, расшатывающие приходскую и епархиальную жизнь". О заявлениях "противников Архиерейского Собора" Синод нигде конкретно не говорит. Сильно подозреваем, что подписавшие это "Обращение", не имеющие доступа в Интернет, пребывают в глубоком неведении относительно происходящего. А что касается огульного замечания о тщетности попыток "противников Архиерейского Собора" исказить правду, то это в большей степени относится к авторам "Обращения".

К сожалению, нынешние противники Архиерейского Собора 2000 года, вероятно этого даже не сознавая, действуют на радость врагам Русской Православной Церкви заграницей, и, особенно, исконного врага нашего спасения. Всем известно, что в течение десятилетий органы КГБ и их послушные пособники пытались делать все возможное для уничтожения Русской Православной Церкви заграницей. Сегодняшние "противники" продолжают их дело. На Русскую Православную Церковь заграницей нападают с двух сторон: с одной стороны экуменисты и модернисты, а с другой -- "сверх-правильные истинного православия". Мы видим как в нынешних нападках на Русскую Православную Церковь заграницей объединяются как обновленческие элементы из Московской Патриархии, так и последователи т.н. "епископа Суздальского" Валентина, бостонского "архимандрита" Пантелеймона и всякие псевдо-катакомбные и псевдо-православные группировки.

Попытаемся напоследок уточнить -- кто же эти таинственные "противники Архиерейского Собора 2000 г."? Поимённо назовём только наиболее известных членов РПЦЗ, высказывавшихся против решений и/или деяний этого Собора: митрополит Виталий, см. послесоборное послание (на синодальном узле его нет, хотя м. Виталий и является ПЕРВОИЕРАРХОМ); еп. Варнава, вообще не подписавший соборное послание, а потом "оградивший себя от глаголемых епископов"; еп. Вениамин, еп. Агафангел и еп. Варнава, убравшие свои подписи с письма Сербскому патриарху; еп. Лазарь, поддержавший инициативу созыва совещания российских приходов; почти все клирики Западно-Европейской епархии ("непоминающие"; не напоминает ли этот термин ситуацию, сложившуюся после печально-известной декларации м. Сергия /Страгородского/ в 1927 г.?); приходы и отдельные клирики в РФ и США; и отдельные лица и общины во всём мире. Интересно, с чего бы они все вдруг "помешались"? А всё-таки, может быть тут причина именно в Архиерейском Соборе 2000 г.? Повторим -- где были все эти "противники" ДО Собора 2000 г., который вызвал их внезапное противление? Так как Архиерейский Синод РПЦЗ ТАКОЙ информации не распространяет, то заинтересованный читатель может многое найти по этому адресу на Интернете: http://www.russia-talk.com/otkliki/otkliki.htm.

Все участники Пастырского совещания Западно-Американской епархии:

Архимандрит АНАСТАСИЙ, Протоиерей Алексей ПОЛУЭКТОВ, Протоиерей Стефан ПАВЛЕНКО, Протоиерей Александр ЛЕБЕДЕВ, Протоиерей Петр ПЕРЕКРЕСТОВ, Протоиерей Иоанн ОКАНЬЯ, Протоиерей Марк ГОМЕЦ, Протоиерей Георгий КУРТОВ, Протоиерей Сергий КОТАР, Священник Павел ВОЛМЕНСКИЙ, Священник Александр КРАСОВСКИЙ, Священник Владимир АНДЕРСОН, Священник Ярослав БЕЛИКОВ, Священник Давид МОЗЕР, Священник Петр ШАШКОВ, Священник Борис ХЕНДЕРСОН, Священник Анатолий ЛЕВИН, Священник Илья МЪРЗЕВ, Иеромонах ТРИФОН, Протодиакон Алексей КОТАР, Архидиакон АНДРОНИК, Диакон Иоанн МАКЬЮН, диакон Димитрий ЯКИМОВИЧ, монах ПАВЕЛ.

2/15 марта 2001
Третья седмица Великого поста
г. Сан-Франциско

Rambler's Top100 TopList