Получено 10 марта 2001 г.

Оглавление

Архіерейскому Синоду
Русской Православной Церкви Заграницей,

къ вниманию Архиепископа Лавра
въ гор. Нью-Йорке

Фили, Аттика, Греція
1 января 2000 г.
(цер. кал.)
Обрезаніе Господне и
Свят. Василій Вел.

Ваши Преосвященства,
Преосвященные Святые Архіереи,
Возлюбленные братія и сослужители нашего смиренія,
Приветствуемъ Васъ съ радостью о Господе!

Поздравляемъ Васъ всехъ съ началомъ новаго лета благости нашего Господа, начинающаго третье тысячелетіе по Рождестве Христову, и возносимъ славословіе въ вышнихъ Богу за этотъ неизреченный даръ. Буди имя Господне благословенно!

А. Этимъ нашимъ братскимъ письмомъ, выражая общее мненіе всехъ членовъ нашего Священнаго Синода Противостоящихъ, мне хотелось бы известить Ваши Преосвященства о томъ, что мы съ большимъ вниманіемъ читали Посланіе Вашего Архіерейскаго Собора прошлаго октября къ Вашей пастве, и благодаримъ нашего Господа, Который сохраняетъ Вашу Православную Зарубежную Церковь въ единстве и въ жизни, и даетъ ей мудрость къ разуменію Его святой воли "благія и угодныя и совершенныя" среди новыхъ историческихъ обстоятельствъ и требованiй.

Конечно мы знаемъ объ испытаніяхъ, которыя проходитъ часть Вашей богоспасаемой паствы, явно из-за неправильнаго пониманія духа Вашего Посланія. Поэтому мы искренно молимся, дабы Господь Богъ внушилъ миръ въ сердцахъ всехъ, чтобы преобладали любовь и единство, и миръ, это многовожделенное дело и слово, обезпечивающее духовный ростъ и неповрежденное совершеніе спасительнаго дела Церкви.

По случаю этого письменнаго общенія съ Вами, считаю уместнымъ предложить вниманію Вашихъ Преосвященствъ некоторыя мысли и соображенія "къ назиданію, а не на разореніе", возникающія изъ сознанія нашей ответственности передъ всей Церковью и направленныя къ укрепленію единства нашихъ двухъ Священныхъ Синодовъ.

Б. Въ 1994 г. наше единство было возобновленнымъ, какъ естественное последствіе нашего общаго исповеданія Православія и имело ввиду общее свидетельство объ Истине передъ современными офиціальными православными юрисдикціями въ экуменической апостасіи, по примеру видныхъ архіереевъ -- символовъ Вашей Церкви, какъ приснопамятные Митрополитъ Филаретъ (+1985 г.) и Архіепископъ Аверкій (+1976).

Для насъ, это было первымъ и главнымъ значеніемъ нашего евхаристическаго единства съ Вами, съ перспективой плодотворнаго совместнаго труда, начало котораго было положено въ теченіе первыхъ двухъ летъ после возстановленія нашего единства, то есть до 1996 г.

(1) Съ техъ поръ, несмотря на наши искреннія чувства любви и уваженія къ Вамъ, мы наблюдаемъ, что Вы стали держаться на каком-то "разстояніи" отъ насъ. Затемъ, къ нашему удивленiю, приходилось намъ иметь дело съ некой неприятной и порой, небратолюбивой позиціей некоторыхъ архіереевъ Вашего Священнаго Синода, что заставило насъ съ большимъ терпеніемъ, великодушіемъ и молитвой ответить на некоторыя обвиненія, и предложить Вамъ добровольно и ясно нужныя объясненія, какъ напримеръ наше письмо №244 отъ 10.1.1997 г.

(2) Дальше, некоторыя церковныя действія Вашего Священнаго Синода вызвали у насъ справедливое недоуменiе. Екклезіологическая основа нашего Священнаго Синода, какъ явно и твердо анти-экуменистическая, никогда не позволила намъ иметь общенiе съ офиціальными православными юрисдикцiями, потому, что они деятельно участвуютъ въ экуменическомъ движеніи и принадлежатъ "Всемірному совету церквей". Вашъ Священный Синодъ, хотя бережливо, но все же не скрывая этого, действуетъ противоположно.

(3) Конечно, мы полагаемъ, что это прямое или косвенное, но все же постоянное общеніе некоторыхъ изъ Вашихъ клириковъ съ некоторыми офиціальными экуменистическими юрисдикціями, вытекаетъ изъ некой стратегiи Вашего Священнаго Синода, которую мы отчасти понимаемъ. Однако мы не можемъ оставить этотъ вопросъ неотмеченнымъ, потому что съ справедливой тревогой наблюдаемъ, что эта тактика ведетъ Васъ въ два безвыходныхъ положенія:

а. къ несоответствію между теоріей и практикой, по которой, Ваше соборно и четко заявленное анти-экуменическое самосознаніе, упраздняется на деле черезъ общеніе съ экуменистами или съ теми, которые находятся въ общеніи съ ними.

б. къ фактическому упраздненію одной изъ главныхъ целей нашего существованія, какъ огражденные отъ экуменистовъ православныя общины, то есть -- отказъ отъ постояннаго и братолюбиваго напоминанія экуменистамъ о томъ, что они поступаютъ не по Богу и все отступаютъ отъ Соборнаго и Святоотеческаго Преданія Православія.

(4) Въ вышеизложенномъ, мы имеемъ ввиду главнымъ образомъ, известное и почитаемое за неофиціальное и спорадическое общеніе Ваше съ Сербской Церковью, которая, и этого не нужно забывать, полностью участвуетъ въ современномъ синкретическомъ межхристіанскомъ и межрелигіозномъ экуменическомъ движеніи, несмотря на обнадеживающую тревогу и противодействіе въ ея недрахъ со стороны клира и мірянъ.

(5) Следуетъ заметить, что все возрастающее количество этихъ сослуженій некоторыхъ изъ Вашихъ архіереевъ съ некоторыми юрисдикціями, участвующими въ экуменизме, совершались открыто вплоть до начала Вашего Архіерейскаго Собора прошлаго октября. Это ставило насъ въ трудное положеніе передъ нашей, справедливо обезпокоенной этимъ паствой, такъ что трудно было намъ ихъ успокоить, особенно после того, какъ одинъ изъ нашихъ клириковъ прервалъ общеніе съ нами из-за двусмысленности Вашей позиціи въ вопросе отношеній съ экуменистами.

(6) Въ связи съ этимъ, мы можемъ утверждать, что некоторыя деянія Вашего последняго Архіерейскаго Собора увеличиваютъ наше безпокойствіе за будущее, и поэтому принуждаютъ насъ къ усердной и продолжительной молитве. Имеемъ ввиду - возвышеніе и назначеніе на очень ответственныя должности въ Вашей Іерархіи лицъ, враждебно настроенныхъ не только къ намъ, а вообще къ нашей анти-экуменической позиціи, какъ напримеръ преосвященный епископъ Амвросій. Также, мы имеемъ ввиду офиціальное заявленiе о Вашихъ отношенiяхъ съ Сербской Церковью и съ некоторыми другими Поместными Церквами, как напримеръ Грузинская и Чехословацкая. Все это указываетъ на то, что мы неодинаково понимаемъ ту позицію, которую следуетъ занимать по отношенiю къ офиціальнымъ, и участвующимъ въ экуменизме, юрисдикциямъ.

(7) Более конкретно -- Ваше недавнее заявленiе, что Вы офицiально имеете общенiе съ Сербской Патрiархiей, вместе съ Вашей просьбой къ ней -- не прерывать этого общенiя, и также Ваше благосклонное расположенiе по отношенiю къ некоторымъ Поместнымъ Церквамъ, которыя на первый взглядъ представляются более консервативными, чемъ остальныя, усиливаютъ наше чувство, что Вы стали устойчиво держать курсъ, по существу, на постепенное отступленiе отъ светлой анти-экуменической традицiи Вашей святой Церкви; традиция, которая оформлялась въ теченiе последнихъ тридцати летъ и была выражена съ отличной богословской четкостью.

(8) Этотъ постепенный уходъ отъ Вашей прежней анти-экуменической традицiи превращаетъ въ мертвую букву заявленiе въ Посланiи Вашего последняго Архiерейскаго Собора о томъ, что Вы продолжаете сохранять неповрежденной чистоту веры и анти-экуменизма, потому что сохраненiе этого налагаетъ на Васъ, долгъ исполнять требованiя Православнаго Противостоянiя и Огражденiя, согласно вековому святоотеческому правилу:

«Ничто не предпочитается истине и сохраненiю себя прочно въ ней» (Свят. Василiй Вел., PG, т. 32,925).

(9) Надеемся, что это краткое изложенiе ясно передаетъ наше «справедливое недоуменiе» (§ Б 2), которое принимаетъ внушительные размеры при воспоминанiи о томъ, что нашъ общiй подвигъ веры и исповеданiя въ только что прошедшемъ столетiи былъ украшенъ героическими и святыми лицами въ Россiи, въ Грецiи, въ Румынiи и Болгарiи, которыя считали мученичество и страданiе и «поношеше Христово», какъ единственный законный и спасительный путь, отвергая общенiе къ осужденiю съ офицiальными, но участвующими въ экуменизме, православными юрисдикцiями.

(10) Мы не можемъ ни въ коемъ случае игнорировать предшествующихъ намъ мучениковъ и исповедниковъ за Веру и отказаться "поминати наставники наши», именно въ тотъ моментъ, когда такъ называемые офицiальные православные, какъ Вы наверно знаете, недавно, после всеобщаго сослуженiя и совместнаго празднованiя Рождества Христова по новому стилю въ Фанаре и въ Никеи, издали общее «Заявленiе» (26.12. 2000 г.), въ которомь они все вместе утверждаютъ свое участіе съ другими въ современномъ экуменическомъ движеніи, представляя это, какъ якобы необходимое стремленіе къ возстановленію единства христіанъ, посредствомъ діалога истины и любви, будто экуменическое движенiе является просто какимъ-то невиннымъ "діалогомъ истины и любви". При этомъ они подчеркнули и следующее:

 

"Непріемлемымъ и заслуживающимъ осужденія нужно считатъ нарушеніе единства Церкви подъ предлогомъ сохраненія обычаевъ и традицій или якобы защиты истиннаго Православія. Какъ свидетелъствуетъ вся жизнъ Православной Церкви, различіе въ обычаяхъ никакъ не препятствуетъ евхаристическому общенію между Православными Церквами и сохраненіе истинной православной веры обезпечивается соборнымъ принципомъ, которая издревле является верховнымъ судомъ въ Церкви касательно вопросовъ веры" (пунктъ 10).

(11) Ясно, что «непрiемлемой и заслуживающей осужденiя» названа наша позицiя съ Вами. Однако мы никакъ не «нарушаемъ единство Церкви» ради второстепенныхъ вопросовъ. Напротивъ, мы отмеживаемся законно и канонично отъ техъ православныхъ экуменистовъ, которые съ 1920 г. своимь синкретическимъ сотрудничествомъ и совместными молитвами съ инославными и также своимъ экуменическимъ богословiемъ и богословскими дiалогами, разложились до такой степени, что Вашъ Архiерейсшй Соборъ справедливо заявилъ въ 1971 г. (въ Монреале, 14-28.09.1971 г.), что «экуменизмъ — ересь противъ догмата Церкви».

(12) Также нужно заметить, что вышеуказанное «осужденiе» насъ съ Вами подписали не только первенствующiй экуменистъ патрiархъ Варфоломей, экуменисты первоiерархи Александрiйскiй Петръ, Антiохiйскiй Игнатiй, Румынскiй Феоктистъ, Албанскiй Анастасiй и представитель Финляндской Церкви архiепископъ Оульскiй Амвросiй, какъ и новостильные архiепископъ Афинскiй Христодулъ и Болгарскiй патрiархъ Максимъ съ другими, но также и старостильные, но участвующiе въ экуменизме и «Всемiрномъ совете церквей», и согласующiе во всемъ съ остальными, патрiархъ Сербскiй Павелъ, представитель Грузинской Церкви митр. Авраамъ и архiепископъ Чехословацкой Церкви Николай; патр. Алексiй московскiй отсутствовалъ по поводу известнаго вопроса объ Эстонiи, а не по поводу его несогласiя съ указаннымъ выше соглашенiемъ.

Преосвященные и святые apxieрeи,

В. Все более и более ожесточенное отношенiе къ намъ съ Вами со стороны находящихся въ нововведенiяхъ и ереси православныхъ экуменистовъ, доходящее до перерукоположенiя нашихъ клириковъ переходящихъ къ нимъ, заставляло насъ, черезъ это письмо, приложить свои усилiя къ тому, чтобы съ одной стороны более глубоко осознать екклезiологическiя основы нашихъ православныхъ общинъ, а съ другой стороны - обновить наше решенiе продолжать свое Православное и Богоугодное Противостоянiе, чтобы возбудить церковное сознанiе къ осужденiю на Всеправославномъ или Вселенскомъ Соборе ереси экуменизма и всего съ нимъ связаннаго, дабы такимъ образомъ объединилась бы разделенная сегодня Церковь въ Православной Bере.

(1) Нашъ Священный Синодъ, милостью Божіей, твердо решился отзываться на доверіе своей благочестивой и подвизающейся паствы и не иметь впредь, какъ и доселе не имелъ, ни прямого, ни косвенаго общенія съ экуменистами изъ православныxъ.

(2) Эта позиція, въ согласіи съ соборнымъ и святоотеческимъ преданіемъ Православія, отвергаетъ релятивизацію Истины, ставитъ пределъ разнузданному межконфессіальному и межрелигіозному синкретизму и избавляетъ Церковь отъ догматическаго, нравственнаго и каноническаго "минимализма".

(3) Ясно, что этотъ широкій спектръ Православнаго и Богоугоднаго Противостоянія является надеждой благочестивыхъ православныхъ христіанъ повсюду, которые съ глубокой тревогой смотрятъ на участіе офиціальныхъ юрисдикцій въ вышеуказанномъ процессе разложенія - неизбежнаго последствія участія въ экуменическомъ движеніи и въ "Всемірномъ совете церквей".

(4) Нашъ Священный Синодъ, внимая этой тревоге благочестивыхъ православныхъ христіанъ и также сознавая свое призваніе, готовъ подать помощь всемъ обращающимся къ нему въ ихъ стремленіи оставаться въ спасительной ограде не подверженнаго нововведеніями Православія. Для этого мы не жалеемъ ни трудовъ, ни жертвъ, какъ, съ Божіей помощью, это было съ самого начала.

(5) Мы глубоко убеждены, что постоянный ростъ отмеживавшихся анти-экуменическихъ общинъ внутри поместныхъ офиціальныхъ юрисдикцій является нашимъ историческимъ призваніемъ, и что исполняющіе его, съ благодатью Божіей, мы сохраняемъ свое Православіе и соблюдаемъ неповрежденнымъ апостольскій и святоотеческій Залогъ, съ упованіемъ на чудо объединенія путемъ соборнаго осужденія ереси экуменизма.

(6) Чувствительность нашего Священнаго Синода по отношенію къ этому виденію, съ самаго начала, внушила насъ обновить евхаристическое общеніе съ Вами. Теперь мы усердно молимся, чтобы Божественный Домостроитель Церкви просветилъ, укрепилъ и наставилъ Васъ въ продолженіи Вашей анти-экуменической традиціи согласно заповедямъ общихъ нашихъ наставниковъ и въ полномъ сознаніи высокихъ требованій нашей весьма смутной эпохи.

(7) Братскій ответъ съ Вашей стороны на это наше смиренное письмо преставилъ бы намъ большую радость, чтобы такимъ образомъ проявилось между нами "единеніе Духа въ союзе мира" (Ефес. 4,3).

Въ заключеніе, целую Ваши Преосвященства братскимъ лобзаніемъ о Господе, испрашивая у Божественнаго Домостроителя Церкви дабы Ваши лета были изобильными, здравыми и радостными.

Съ любовью о Христе и совершеннымъ почтеніемъ, Вашихъ Преосвященствъ любящій собратъ,

+ Кипріанъ, Митрополитъ Оропосскій и Филiйскiй,
Председатель Священнаго Синода Противостоящихъ

Rambler's Top100 TopList