Оглавление

По поводу "Послания Архиерейского Собора РПЦЗ возлюбленным чадам Церкви во Отечестве и в рассеянии сущим" от 14/27 октября 2000 года

 Наша священническая и христианская совесть подвигает нас выразить свое несогласие с некоторыми мыслями и утверждениями сего Послания.

 Послание Собора не отразило полного единомыслия и единодушия в среде архиереев нашей Церкви, ибо не было подписано Преосвященным Варнавой, Епископом Каннским, что, по нашему глубокому убеждению, могло быть вызвано весьма справедливо обоснованными и уважительными причинами.

 Прежде всего непонятна восторженная увлеченность происходящим хаосом внутри нецерковной организации — Московской Патриархии, а не объявлением, например, трудностей положения наших приходов в России или серьезным принятием во внимание недоверия клира и паствы РПЦЗ к тем епископам, которые стремятся к единению с МП.

 Конечно, мы желаем всем в России (и даже всему миру) спасения и молимся об этом за каждой Божественной Литургией, но достижение этих путей спасения должно осуществляться не одобрением "благих намерений" института заблуждения, но прежде всего бескомпромиссным свидетельством истины — раскрытием ложности самого института (МП), что и подтверждается 70-летним исповеданием и учением РПЦЗ. Св. Церковь строго призывает не осуждать личность человека, но всегда осуждала и осуждает сам грех, особенно же — закоснелое и упорное противление Истине.

 Называя возвращение "к своим духовным православным основам живущих в России людей" — "легким" и "похожим на триумфальное шествие", в согласии с контекстом сказанного, подразумевается не миссия нашей Св. Церкви, Промыслом Божиим направленная к истинному возрождению души русского народа, а возводимая в достоинство Церкви через признание в ней "православных основ" Московская Патриархия, без должного покаяния, обращения и прошения о принятии ее в Лоно Церкви Христовой "прославившая" Cвв. Новомучеников, проливших свою кровь именно за непризнание каноничности сергианского учреждения. При этом характеризировать это "обращение" "легким" и "триумфальным" через миллионы истребленных православных христиан, тысячи разрушенных и осквернненных храмов и поруганных святынь невозможно не только с исторической точки зрения, но даже обыкновенной нравственной, ибо подобный сатанинский разгул, размах и жестокость гонений в России за всю историю христианства еще не знали прецедентов. Добавим, что лукавство этого акта видно хотя бы из невозможности по каноническим причинам и, естественно, нежелания патриархии прославить новосвященномученика Иосифа, митрополита Петроградского, отлучившего "сергиан" от Церкви и считавшего их безблагодатными.

 Совсем непонятно и удивления достойно признание вдруг ставшей возможности "обращения всего русского народа к молитве всем Новомученикам Российским и Св. Царственным мученикам" лишь после акта "признания их святости Архиерейским Собором Московской Патриархии", а не после прославления Свв. Новомучеников Русской Православной Зарубежной Церковью в 1981 году. При этом особо подчеркивается, что "принятие новой социальной концепции (доктрины)" этим лже-собором якобы "перечеркивает" "по существу" Декларацию митр. Сергия 1927 года. То, что не смогли сделать сотрудники НКВД/КГБ за 70 лет: т.е. проведение политики забвения и искоренения из сознания верующих понятия "Декларации", Послание архиереев РПЦЗ сделало одним росчерком пера. Об этом не могла мечтать даже иерархия МП.

 Виданное ли это дело, чтобы святители Божии упреждали и оправдывали еретиков и раскольников в том, в чем последние не только не думают каяться, но даже возводят в ранг и заслугу "cпасения Церкви"? На протяжении всей истории Церкви неизвестны примеры покрытия "любовью" нераскаянного поведения отпавших от истины иерархов и приветствие их постановлений. Наоборот, Св. Церковь всегда осуждала любые акты "прославлений" еретиков, особенно те, в которых смешиваются в одно целое истинные мученики за Христа с ложными (напр., Прр. 9 и 34 Лаод. Соб.; Пр. 63-е VI Всел. Соб.). К тому же правомерен вопрос: имеется ли у еретиков моральное и законное право без покаяния в Истинной Церкви прославлять ими же преданных? Если убийца прославит убиенного, грабитель и святотатец — ограбленного, а богохульник — Бога без покаяния в данном грехе, то этот акт "прославления" является не просто "обращением" и становлением на путь Господень, но еще большим богохульством, более изощренным кощунством. Ибо "целомудрие еретиков, — говорит св. Иоанн Златоуст, — хуже всякого распутства". "Не сознаваться в своих проступках —значит увеличивать их… Грех полагает на нас такое пятно, которого нельзя смыть тысячью источников, а только одними слезами и раскаянием" — говорит тот же Святитель. "Никто столько не благ и не милосерд, как Господь; но не кающемуся и Он не прощает" (Cв.Марк Подвижник). Поэтому не подобно ли сие "прославление" МП тому, когда римские воины, надев на Христа багряницу, "прославляли" Его, говоря: "Радуйся, Царь Иудейский!"?! Здесь не имеется в виду весь российский народ, а сама система МП.

 К тому же, любое признание правомочности постановлений, актов и "прославлений" в недрах сергианской организации будет явно противоречить определениям Архиерейского Синода и Соборов РПЦЗ.

 Например, Определение Архиерейского Синода от 22 июня/5 июля 1928 года, гласит: "Архиерейский Синод, в согласии с бывшими решениями Архиерейского Собора и мнениями преосвященных Заграничной Церкви, считает исходящие от теперешней московской церковной власти, при создавшихся там условиях, распоряжения церковно-административного характера, не имеющими обязательной силы для Заграничной Церкви и ее иерархии и тем более исходящие от митрополита Сергия, каноническое положение которого не признается в самой Матери-Церкви". ("Жизнеоп. Блаж. Антонiя, митр. Кiев. и Галиц.", т. VII, стр.225).

 В Послании Третьего Всезарубежного Собора РПЦЗ (1974 г.) читаем: "Увы, свободный мир и даже представители Церквей эту "политическую декорацию" (т. е. МП) принимают как подлинный голос Русской Церкви... участие их (т. е. представителей МП) на общецерковных совещаниях совершенно обесценивает все эти совещания, а сама Русская Церковь по освобождении своем не признает решений, вынесенных с их участием" ("ПР", 1974 г., №20, сс. 2-3).

 "Все выборы патриархов в Москве, начиная с 1943 года, являются недействительными на основании 30-го Правила Св. Апостолов и 3-го правила 7-го Вселенского Собора, согласно которому: "Аще который епископ мирских начальников употребив, через нах получит епископскую в церкви власть, да будет извержен и отлучен и все сообщающиеся с ним" ("Церковная Жизнь", №7-12, 1971 г., "Послание Архиерейского Собора", 1971 г.).

 Также и избрание нынешнего лже-патриарха МП Алексия II-го Архиерейский Собор РПЦЗ 1990 года признал неканоничным.

 В связи с этим возникает недоуменный вопрос: когда и кем были отменены эти определения священноначалия РПЦЗ, чтобы признавать законность постановлений МП, не взирая на ее активную приверженность к ереси экуменизма? Не взирая на обращение Алексия II-го к нью-йоркским раввинам в 1991 году, на заключение унии с католиками и монофизитами, касающейся искажения главных догматов о Святой Троице и о воплощении Сына Божия; не взирая на еретический модернизм в МП (кочетковщина и т. п.), крещение обливанием, открытую проповедь масонства и кощунственное отношение к спектаклю с захоронением так называемых "екатеринбургских останков", выдаваемых за мощи Святых Царственных Мучеников? Каких, следовало бы уточнить Царственных Мучеников "прославила" МП — истинных или тех, что в "екатеринбургских останках"?

 Возможно ли не увидеть все лицемерие и лукавство патриархии в признании ею одновременно святыми Новомучеников Христовых, боровшихся с советским синодом митр. Сергия и считавшими его отступником от Христа, еретиком и раскольником и в то же самое время не каяться в сергианской ереси, узурпации церковной власти и учиненном расколе? Ведь иначе, в противном случае для нее самой назреет вопрос в необходимости объявления себя неканоническим объединением... Только через это признание лежит путь истинного покаяния. "Легких" и "триумфальных" покаяний не бывает. Умалчивать об этом, значит соглашаться с внешней окраской патриархийных гробов, полных внутри вероучительных (не говоря уже о нравственных) нечистот. Умалчивать об абсолютной нецерковности природы и происхождения МП, значит отказаться от прямого долга Церкви подвигнуть и вдохновить русский народ на путь духовного возрождения и поощрять следовать ему широкой дорогой заблуждения и погибели.

 Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий) говорит: "Можно ли сурово обращаться с еретиками, искренне верящими в свою правду? Никогда не надо идеализировать еретиков, так как в основе их отступления лежит не добродетель, а страсти и грехи гордости, упрямства и злобы. Суровое обращение с еретиками — полезно не только для предохранения людей от их влияния, но и для них самих. Святые отцы упорных раскольников приравнивают к еретикам. Следовательно, правильно ли так няньчиться с ними, как это, к сожалению, бывает у нас. И все это ради недоброго, ложного мира..."

 К глубокому прискорбию, в нашей Церкви явилась идея возможности духовного сотрудничества с МП, появились люди, которые считают возможным молитвенно соединиться с теми, кто, по крайней мере, в настоящее время не только не осознает всей глубины своего отступления от Христовой Правды, но и не имеет духовной силы осудить свои заблуждения и признать в себе гонителей Святой Церкви (начиная с покаяния в объявлении контрреволюционерами Святых Новомучеников и кончая захваченными святынями во Святой Земле).

 К сожалению, в Послании не затронут вопрос Сербской Церкви, участвующей в экуменическом движении и имеющей евхаристическое общение с МП. Наоборот, неофициально, в частном порядке, священноначалием РПЦЗ было написано письмо "Его Святешейству, Святейшему Патриарху Павлу" с просьбой содействовать "духовному соединению" с МП... И это тем более тогда, когда Сербский Патриарх Павел пишет письмо главе МП, что его Патриархия более не имеет молитвенного общения с РПЦЗ. Не наступает ли уже близкий выбор — с кем мы: со Христом или с Велиаром, с экуменистами или со Святыми Угодниками?.. Не положено ли это начало исполнению пророческих слов Свят. Иоанна Шанхайского о том, что "наша Церковь будет маленькая, но зато чистая как кристалл"?..

 Нас могут обвинить в чем угодно: в гордости и высокомерии, самовлюбленности и прелести, в фанатизме и традиционализме, даже в том, что мы "воры" и "разбойники", "убийцы" и "насильники" и т. д. и т. п. — не смеем оправдываться и не соглашаться, но с обвинениями в "бунте" и "учинении раскола" мы никогда не согласимся. Также и в том, что уже "перечеркнута Декларация митр. Сергия Страгородского" — мы НЕ СОГЛАСНЫ!!! (Потому что это не соответствует действительности). Призываем в свидетели здесь и на Страшном Суде Божием священномученика Иосифа, митрополита Петроградского, а также всех "иосифлян" и "тихоновцев", находящихся под омофором РПЦЗ.

 Полагаем, что единение с московской церковной властью не на основе ее подлинного покаяния и прошения о принятии ее в лоно Истинной Церкви — не только не является единением с подлинной Матерью Русской Церковью, а, напротив, является сильнейшим оскорблением ее светлого, многострадального лика.

 Желая сохранить подлинную внутреннюю духовную связь с нашей страдалицей Российской Церковью, со всеми истинными Свв. Новомучениками и исповедниками Российскими, с иерархами, канонично основавшими РПЦЗ, их учением и заветами, ОТМЕТАЕМ как различные "акты" и "концепции" еретической организации, так и признание этой организации Церковью.

 Таковы наши верования и убеждения совести.

 28 октября/10 ноября 2000 г.

Иеромонах Владимир,  Великомуч. Параскевы (Пятницы)

Протоиерей Сергий Петров,  Св.-Преображенский скит, Мансонвилль,  Канада

 P.S. В последний момент мы узнали, что за свои убеждения и несогласие с Посланием Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г. подвергнут репрессиям (запрещение в священнослужении) (советские времена вернулись?) настоятель Успенской церкви в Ричмонд Хилле (Нью-Йорк) иеромонах Паисий. Выражаем ему свою поддержку. Слыханное ли это дело, чтобы стали налагаться прещения на священников нашей Церкви за то, что они во всеуслышание выразили свою верность традициям РПЦЗ!!?

 Мы соблазнились этим Посланием, значит ли это, что соблазнившие немедленно должны запрещаться в священнослужении?..

 И.В.
 П.С.

Rambler's Top100 TopList