Получено 14 февраля 2001 г.
От редакции узла "Мысли о России": "социальная доктрина" Московской патриархии (МП), по словам Послания Архиерейского Собора РПЦЗ от 14/27 октября 2000 г., "перечеркнувшая" декларацию 1927 г. митрополита Сергия (Страгородского), на ДЕЛЕ, как и следовало ожидать, оказывается очередной гебешной показухой. Это хорошо показано в приведенной ниже "Рассылке новостей №14" православного журнала "Вертоградъ" от 14 февраля 2001 г.

Оглавление

"ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ НОВОСТИ

РАЗВИВАЮТСЯ ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ МЕЖДУ МП И АРМЯНСКИМИ НЕХАЛКИДОНИТАМИ: В ЭЧМИАДЗИНЕ НАЧАЛОСЬ ПЕРВОЕ БОГОСЛОВСКОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ МЕЖДУ МП И АРМЯНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ
(ОВЦС МП – Вертоград, Эчмиадзин -- Москва)

Несмотря на выраженное в социальной доктрине МП отвержение экуменической «теории ветвей», практика показывает, что реально экуменические контакты, которые продолжает МП, в качестве базы имеют именно упомянутую «теорию». Так, 13 февраля в Эчмиадзине (Армения), началось первое двустороннее собеседование между делегациями МП и Армяно-григорианской церкви. Практика таких собеседований возникла в результате договоренности между патриархом Алексием II и патриархом-католикосом всех армян Гарегином II. Проведение диалога было полностью одобрено Архиерейским собором и Священным синодом МП.

По этому случаю Алексий II направил участникам собеседований приветственное послание. В нем возглавитель МП, приветствуя неправославных «братским целованием о Христе Иисусе», называет эту встречу началом «двустороннего диалога», о котором лидеры двух экуменических церквей договорились заранее. Слова «традиция тесных дружественных связей и контактов наших Церквей» свидетельствует о том, что экуменические контакты с Армянской церковью имеют давнюю историю, однако при новом католикосе Гарегине II, выходце из СССР и бывшем студенте духовной академии МП в Сергиевом Посаде, они заметно усилились. Алексий II замечает далее: «Диалог между нашими Церквами жизненно важен и ценен и как труд на благо богозаповеданного христианского единства». Разумеется, что этому единству препятствует только небольшое историческое недоразумение – Святые Вселенские Соборы и святые Отцы, осудившие монофизитство, с которым себя до сих пор ассоциирует Армянская церковь.

Как известно, Армянская церковь характеризуется как «церковь-нация», что ставит практически знак равенства между этнической и конфессиональной принадлежностью. Такое положение дел, закрепленное догматически и церковно-практически, именуется филетизмом. Интересно, что патриарх Алексий считает филетический путь также и путем своей церкви: «Сегодня наши Церкви стоят перед лицом по сути одних и тех же проблем: и Армянская Апостольская и Русская Православная Церковь (МП – ред.) вновь занимают подобающее им место в общественной жизни своих государств, государств еще недавно составлявших единое целое, и поэтому переживающих схожие трудности переходного периода своего развития». Признавая, что «процесс этот идет не всегда гладко и просто», Алексий II все же желает обмена опытом с армянами на ниве превращения поместной Церкви в национальную.

В тот же день, 13 февраля, участники собеседований были приняты армянским патриархом Гарегином II. Делегацию МП возглавил первый заместитель председателя ОВЦС МП архиеп. Калужский и Боровский Климент, а делегацию Армянской церкви -- председатель ее Отдела внешних церковных сношений епископ Езник Петросян. Участники собеседований, которые продлятся до 15 февраля, предполагают рассмотреть вопросы взаимоотношений церкви с нацией, государством и светским обществом, миром политики, а также проблемы экономики, экологии, биоэтики, образования, международных отношений. Базой для дискуссии послужат Основы социальной концепции МП. Именно эта концепция вызвала множество нареканий внутри самой МП, но заслужила также и самый благожелательный отзыв епископа Евтихия (Курочкина) (РПЦЗ).

Симптоматично для подновленного «осторожного» курса МП, что в центре переговоров – «невинная» тема церкви и государства. И Армянская церковь и МП – наследницы одной и той же сергианской традиции. Как известно, Армянская церковь была одной из самых активных участниц так называемого Шамбезийского процесса, который закончился подписанием экуменических протоколов о взаимном признании монофизитских церквей и церквей «мiрового православия». И хотя многие ревнители в МП считают, что эта уния «не состоялась», никакого официального отвержения унии также не произошло, а главный инициатор ее – «вселенский патриарх» Варфоломей -- продолжает разрабатывать это «перспективное направление» экуменизма.

Что же касается Армянской церкви, то в отношении ее действуют все канонические правила, относящиеся к еретикам, осужденным соборно, вплоть до запрещения совместной молитвы. Как известно, армяне не приемлют определение Св. IV Вселенского (Халкидонского) Собора о двух природах и одной ипостаси во Христе (что выражается в знаменитом монофизитском Трисвятом – хачецаре, в которое добавляются слова «распныйся за ны»), равно как и отвергают все прочие Соборы, зато приемлют в качестве вселенского эфесский разбой 449 г., оправдавший еретика-монофизита Евтихия. В вероучении Армянской церкви содержится осужденное свв. Отцами и Соборами учение Юлиана Галикарнасского о «нетлении Тела Христова» и неподверженности его так называемым «безгрешным телесным страстям» по природе. Кроме того, в Армянской церкви, как и во всех современных монофизитских церквах принята Аддис-абебская декларация о признании ереси севирианства в качестве основы общего исповедания монофизитских церквей.

Таким образом, продолжая «братский диалог» с еретиками-монофизитами, экуменисты из МП явно исповедуют «теорию ветвей» и лишают страждущий армянский народ света истинной веры Христовой".

Rambler's Top100 TopList