Оглавление

Разрешение на размещение данного письма было получено 19 января 2001 г.

Преосвященнейшим:
Архиепископу ЛАЗАРЮ, Епископу ЕВТИХИЮ, Епископу ВЕНИАМИНУ, Епископу АГАФАНГЕЛУ, Епископу КИРИЛЛУ, Епископу МИХАИЛУ, Епископу ГАВРИИЛУ

Ваши Преосвященства!

Решения последнего Архиерейского Собора, как Вам известно, вызвали в нашей Церкви тяжелейшее потрясение. Все труднее становится удерживать сопастырей и мирян от резких, раскольничьих действий. Сколько людей уже безнадежно соблазнились, сказать сложно. В не меньшей духовной опасности и те, кто всерьез считает, будто ничего страшного не произошло.

Широкое распространение получил прилагаемый Вам при сем доклад епископа Амвросия в Женевском приходе. Этот документ не нуждается в особых комментариях, он только показывает истинные планы тех, кто сейчас перехватил основные рычаги управления Зарубежной Церковью. Теперь уже яснее ясного, что до официального объявления о молитвенном общении с Патриархией остаются месяцы, может быть, недели. И нам это подается, как соборное мнение всего нашего епископата, всех, кто подписал решения Собора.

Итак, смысл столь соблазнительных посланий Собора состоял не в том, чтобы объективности ради отметить некие успехи Московской Патриархии, столь успешно вылечивающейся от болезни сергианства. В эту сказку серьезный человек уже никак не поверит. Патриархия никогда не признавала себя больной, никогда ни от чего не лечилась. Тем более по зарубежным рецептам. Она ощущает себя самодовлеющей полнотой и лишь присоединяет к себе «отщепенцев». Пока, видимо, идут переговоры об условиях такого присоединения Зарубежной Церкви.

Ныне не время считать «пункты», разделявшие нас и МП: которые параграфы можно зачеркнуть, а которые нельзя. Время задать только один, самый главный вопрос: служит ли курс руководства Патриархии духовному возрождению русского народа? Послание Собора ответило на это утвердительно, но мы уверены, что никто из Вас этого мнения не разделяет. Российские преосвященные прекрасно знают, как калечит людей патриархийное окормление. Продажа крещения всем без разбора воспитывает целый народ язычников православного обряда, ибо огромному большинству таких крещеных нет дела до Христа и вечной жизни с Ним. Воцерковившихся в МП отравляет дух стяжательства, дух старцепоклонства, особое совершенно неправославное агиографическое предание. Все это – современные плоды и современные формы проявления того же сергианства, того же принципа беспринципности ради «церковной пользы». И все это прекрасно всем Вам известно. Российским преосвященным – на столь обширном и горьком собственном опыте.

Итог таков, что на одного героя духа, воина-мученика Евгения Родионова, приходятся сотни пленных русских солдат, принявших ислам (их мы не осуждаем, а оплакиваем), и тысячи русских же людей, живущих в средней полосе России и принявших ислам совершенно свободно. Прибавьте к ним десятки тысяч, ушедших в латинство, в «порядочное протестантство» и миллионы ушедших в секты. Большинство из них искали сначала Бога в храмах МП. Вот итог этого духовного возрождения.

Но в Патриархии, скажете, встречается и нечто доброе. Хорошо, давайте вместе с Вами и вместе с преждепочившими Отцами Зарубежной Церкви любить наших братьев в МП. Раскроем для них сердца и окажем им милость. Вот они хотят почитать Царскую Семью и Новомучеников Российских. Наша Церковь подарила им сотни тысяч икон. Давайте напечатаем еще! Вот они хотят просвещать своих пасомых об экуменизме и сектах – мы дали им книги о. Серафима Роуза, давайте напишем и напечатаем новые на ту же тему. Они хотят детей учить закону Божию – наша Церковь подарила им учебник и азбуку, давайте составим новые, лучшие прежних. И так во всем. Если они ждут от нас той духовной пищи – дадим им эту пищу. Потрудимся ради этого вместе с лучшими из приходящих в патриархийные храмы русскими людьми.

Но слившись с ними под их лицемерным священноначалием мы и сами вынуждены будем начать лицемерить, мы быстро утратим всю свою соль, все свои духовные преимущества, которые не суть наши, но преданы нам отцами нашими. И таким образом мы не по любви поступим прежде всего к самой же Патриархии. Именно так всегда понимала Зарубежная Церковь любовь к собратьям в подъяремной церкви.

И кроме того, любя своих патриархийных собратьев, не стоит забывать и о своих собственных пасомых.

Ваши преосвященства! Время настало тяжкое. Нет сил смотреть на страшный позор нашей Церкви, над которым смеются теперь все, кому не плачется. И при этом постоянно слышать припев: такое, мол, у нас теперь святое соборное единство. Судя по предсоборным посланиям к предыдущему собору РПЦЗ 1998 г., многие еще в нашей Церкви были против единения с МП. Ныне – едва ли меньше, или меньше на ту часть, которая уже покинула нашу Церковь и которых Вы могли бы удержать.

Среди этого общего развала наш Первоиерарх своим посланием от 21 ноября (ст. ст.) фактически дезавуировал свою подпись под Посланием Собора, которую (всем это известно) добыли у него пользуясь его немощью. Этим он дал пример каждому из Вас. Пример искренности и духовной свободы. Пример того, как нужно говорить то, что думаешь, и при случае исправлять свои ошибки.

И теперь каждого из Вас мы сыновне умоляем и просим: снимите Ваши подписи под решениями Собора, данные Вами просто по недооценке возможных последствий. Аннулируйте их в любой форме. Подписывая то, с чем не вполне согласны, Вы надеялись достичь церковного мира и спокойствия – теперь видите вокруг себя бурю и шторм. Вы желали единства – и видите вокруг расколы и разделения, самые тяжкие за всю историю РПЦЗ. Вы призывали паству к подвигам благочестия – и вот, половина ее вообще не может спокойно молиться, настолько немирный дух поселен практически в каждом. Почему так получилось?

Это значит только одно: в решения Собора проник дух лжи и лицемерия, заимствованный от тех, с кем торопятся соединиться. Руководители Собора теперь разогнались до таких ударных темпов, что уже не могут даже притормозить. Ужасна, отвратительна по своему лицемерию будет сцена их «примирения» с епископами МП. Лобзающиеся у чаши будут прекрасно знать и глубоко презирать друг друга. Союз будет установлен, но каждый останется при своей оценке партнера! Неужели можно в этом участвовать, теряя всю свою паству, теряя свой авторитет, давно уже утратив духовную свободу?

Умоляем Вас, защитите честь Зарубежной Церкви! Не дайте лозунгом «соборности» осквернить и бесславно пресечь всю ее славную историю. Не нужна эта лжесоборность ради ложной славы лжецеркви. Пусть Зарубежную Церковь покинут те, кто уже давно не с нею. Пусть останутся те, кому она дорога.

Иеромонах ДИОНИСИЙ (Алферов)
Священник ТИМОФЕЙ Алферов

Rambler's Top100 TopList