Получено 29 сентября 2004 г. В авторский текст редакция узла "Мысли о России" вставила интернетовские ссылки на документы и/или события, имеющие отношение к рассматриваемой теме.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

Кто позаботится о Святой Руси?
(размышления над текстом одного послания)


Как к Российскому автору нескольких публикаций, посвящённых вопросу об объединении церковных структур РПЦЗ(Л) и РПЦ МП, и критикующему механический характер этого процесса, ко мне обратились русские православные люди, проживающие в Южной Америки, с предложением высказаться по поводу августовского (2004 г.) послания к пастве епископа Буэнос-Айрес. и Южно-Американского, Александра. Принимая такое предложение, прежде всего, хочется отметить, что названное послание является одним из немногих публичных выступлений вынужденных сторонников кремлёвской инициативы, в котором чувствуется некая личная, человеческая озабоченность тем, чтобы сбылись, связанные с ней надежды, а не воспроизводятся одни лишь шаблоны официальных «пресс-релизов». Оттого печальнее сознавать, в какую сугубо политическую «вилку» оказались пойманными некоторые зарубежные хранители Святой Руси.

Самое яркое впечатление от послания возникает в связи с очень точным и своевременным вопросом, которым владыка характеризует объединительную инициативу. Он говорит: «Я, лично, стараюсь смотреть на вопрос сближения церквей в историческом плане и спрашиваю себя: с кем и зачем мы собираемся сблизиться?» (выделено мной, Е.К.). Это тот самый вопрос, отвечая на который можно понять, нужно ли, возможно ли в принципе сближение в его нынешнем исполнении? Однако вместо того, чтобы отвечать на поставленный им же самим вопрос, владыка отвлекается на несколько путанные декларации благих пожеланий. Дескать, сближение предстоит с тем, с кем всегда были едины(?). При этом, сближение не надо воспринимать, как объединение - с теми, с кем всё же оказались временно разъединёнными(?). Но оставим эти политические алогизмы и попытаемся сами разобраться в вопросе, озвученном владыкой: с кем и зачем собирается «сближаться» зарубежная церковь?

В этой связи правильно будет вспомнить «с кем и зачем» ей пришлось разъединиться? Ответ на этот вопрос известен: с теми, кто отвернул Россию от промыслительно предназначенного ей Пути утверждения христианских идеалов и ценностей во всех сферах общественной жизни. Затем, чтобы сохранить верность этому Пути и историческую память о нём, хотя бы за пределами самой России.

Таким образом, когда сегодня говорят о том, что больше не существует никаких причин для раздельного существования зарубежной церкви и Московской патриархии, то, по существу выше озвученных позиций, это может означать одно из двух: либо то, что сегодняшняя Россия вернулась к реализации своего духовно-нравственного предназначения, либо это предназначение утратило актуальность в глазах зарубежной церкви.

Нет ничего предосудительного в том, что проживающему в Калифорнии владыке Александру, приходящие из России вести об открытии новых храмов и монастырей, об издании церковных книг и православных газет, кажутся свидетельствами духовного возрождения России. В действительности же всё происходит совершенно наоборот. Большая часть внешних, сценических подвижек, происходящих сегодня в церковной жизни России, осуществляется за счёт ничтожной толики тех средств, которые новые хозяева России извлекают из её экономического, политического, культурного и нравственного разорения, и которыми они демонстрируют свою «православность» перед объективами телекамер. Всё это является ни чем иным, как своеобразным продолжением богоборческих процессов, берущих своё начало с кровавых событий 4/17 июля 1918 года.

Почему, зачем, для чего убили Русского Царя (и весь сонм Российских новомученников)? – Для того, чтобы опрокинуть Россию с пути общественного служения Богу, чтобы перенаправить её в любую иную сторону, только не в сторону прославления имени Христова в каждой клеточке, каждой ячейке общественного бытия русского человека. Кому и почему мешал Русский Царь? – Тем, для кого Он был главным препятствием на пути распространения мирового господства «мамоны», разврата, бесчестия, лжи, клеветы. Тем, кто и сегодня, ещё «круче», чем вчера, справляет свой шабаш на многострадальном теле Святой Руси. Они – нынешние, - по сути своей являются прямыми духовными (правильнее сказать, бездуховными) наследниками тех – вчерашних. И именно для того, чтобы спрятать это своё родство, им и понадобилась зарубежная церковь. От МП они уже получили все мыслимые и не мыслимые церковные награды и почётные звания. Но они же не глупые люди, они видят, что все понимают истинное значение этих орденов и званий, которыми их награждают их собственные подчинённые по «другому ведомству». Да и не награды им нужны как таковые, а своеобразная духовно-нравственная легитимизация собственного общественного положения. Именно это они и рассчитывают получить, инициировав «сближение» зарубежной церкви с Московской патриархией. При этом от зарубежников больше ничего и не требуется. Достаточно того, что многолетний свидетель и обличитель богоборчества Российской власти признаёт своё духовное единство с её церковным ведомством.

Следует понимать, что речь идёт именно о ведомстве, а не о Церкви, как таковой. Несмотря ни на что, Русская Церковь жива и поныне, пребывая, как в самой России, так и за её пределами. Одним из главнейших её отличий от различных «ведомств» является верность духовной миссии Святой Руси, вне которой нет ничего, что могло бы, по достоинству именоваться Русским с большой буквы.

«Мы много спорим сближаться ли нам или не сближаться … Но вдумаемся, что действительно объединяет, а что разделяет нас, ссорящихся и гневающихся друг на друга» - призывает владыка Александр. И очень вовремя! Ибо, если мы вдумаемся, то ВСПОМНИМ, что самостоятельной нацией русских людей делает не одно лишь исповедание ими христианской веры ради спасения собственной души - этим мы ничем не отличаемся от всего остального христианского мира. Самостоятельной нацией нас делает возложенная на нас Богом ответственность за реализацию особого Пути, который в церковном предании именуется Третьим Римом, Новым Израилем, земным домом Пресвятой Богородицы, а по-нашему, по народному – Святой Русью.

Если это не так, то какой смысл всех тех жертв, которые Русский народ понёс ради Веры, Царя и Отечества за всю свою тысячелетнюю историю? Если же положение именно таково, то чего больше – вреда или пользы, - делу Святой Руси принесёт форсируемое ныне объединение зарубежной церкви и Московской патриархии?

Евгений Королёв
Сентябрь 2004 г.
Бийск, РФ

В начало

---------------------------------------

Rambler's Top100  TopList