Получено 16 апреля 2004 г. Бесстыжие заявления, содержащиеся в серии заявлений пастырских совещаний различных епархий РПЦз(Л), продолжают вызывать комментарии. Ниже -- статья из газеты "Место встречи - Монреаль" появившаяся без подписи на редакторской странице в номере от 9.04.04 - № 14 (241). В авторский текст редакция добавила интернетовские ссылки на упоминающиеся факты и/или документы. Редакция узла "Мысли о России" также заменила используемое газетой сокращение "РПЗЦ" (Русская Православная ЗАРУБЕЖНАЯ Церковь) на более общепринятое и официальное "РПЦЗ" -- Русская Православная Церковь Заграницей.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

ЗАЗЫВАЛЫ ИЗ РПЦЗ(Л)
"Место встречи - Монреаль" 9.04.04 - № 14 (241)

Этот номер газеты выходит в канун Пасхи, которую в этом году христиане всего мира празднуют в один день. Такое совпадение западной и восточной пасхалий случается нечасто. На короткое время оно как бы объединяет все христианские конфессии и внушает робкую надежду на единение церквей. Однако иллюзия единства быстро исчезнет уже после праздников. По окончании Пасхальной недели всё возвратится к прежним спорам, расколам и вражде. В последние годы эти явления все больше раздирают Русскую Православную Церковь, раздробленную сейчас как в самой России, так и за ее пределами.

Раскол охватил и некогда сплоченную, духовно сильную Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ), которая с 1921 года противостояла тем, кто шел на компромисс с коммунистическим режимом, и берегла чистоту веры. В 2001 году она раскололась на две конфессии. В публицистике их принято называть сокращениями: РПЦЗ(Л) и РПЦЗ(В). Первую возглавляет митрополит Лавр, стремящийся к восстановлению евхаристического общения с Московским патриархатом и к последующему с ним слиянию. Вторую - митрополит Виталий, бывший Первоиерарх единой РПЦЗ, ушедший вначале на покой, но затем вновь взявший бразды правления, увидев, куда устремилась группа архиереев под предводительством митрополита Лавра. Официальное название его деноминации - Русская Православная Церковь в изгнании (РПЦИ).

Раскол показал, что соединение с «матерью церковью» не пройдет гладко, как предполагали инициаторы этого проекта. Недовольство им зреет и в самой РПЦЗ(Л). На Всезарубежном пастырском совещании этой церкви, состоявшемся 8-12 декабря 2003 г, возникла серьезная оппозиция немедленному объединению с Москвой. Столкнувшись с этим недовольством, нью-йоркский синод стал менять тактику. Если раньше в синодальных документах говорилось, об «исторически изжившем себя разделении между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей» (программа поездки делегации РПЦЗ(Л) в Москву 17-25 ноября 2003 года), то сейчас для церковного народа пущена иная версия контактов с «красной церковью». Она была озвучена совсем недавно на совещании духовенства Восточно-Канадской епархии, прошедшем в Монреале 20 марта. Прибывший на совещание митрополит Лавр заявил, что его конфессия не собирается воссоединяться с МП, и что о воссоединении пишет лишь «неосведомленная или недобросовестная пресса». Говоря о своей предстоящей поездке в Россию, митрополит Лавр сообщил, что отправляется туда, «чтобы наладить доброжелательные отношения с церковью в отечестве». После многочисленных свидетельств и материалов, помещенных в Интернете о взаимоотношениях РПЦЗ(Л) с Москвой, слова митрополита Лавра не могут вызывать доверия. К тому же Москва во всеуслышание заявляет, что она ждет от «зарубежников» намного большего, чем доброжелательные отношения.

Недавнее выступление митрополита Лавра в Монреале вызывает много вопросов. В частности: можно ли вообще доверять его юрисдикции, выпускающей такие документы, как «Коммюнике говения и совещания духовенства Восточно-Канадской епархии»? Автор коммюнике жалуется, что «тяжба, затеянная корпорацией «Церковь в изгнании» истощает и без того скудные средства Канадской епархии и Братства (Преподобного Иова Почаевского в Монреале)». Под «корпорацией» подразумевается РПЦИ. Ей принадлежит монреальское подворье Братства, во главе которого уже несколько десятилетий стоит митрополит Виталий. Недавно выяснилось, что был изменен состав Братства, причем, как подозревают, произошло это с нарушениями существующих законов. Сейчас РПЦИ пытается выяснить все легальные аспекты перемен состава Братства преподобного Иова Почаевского, поэтому она и вступила в контакт с Регистрационным бюро провинции Квебек. Эта переписка совершенно бесплатна, поэтому непонятно, какие убытки понесла монреальская епархия РПЦЗ(Л). Здесь не мешало бы вспомнить об огромных суммах, потраченных на авантюру бывшего канадского викария РПЦЗ, епископа Михаила (Донскова) в 2001 году, когда он с двумя адвокатами и судебными исполнителями пытался похитить митрополита Виталия из Преображенского скита в Мансонвилле и увезти его в США. Девяностолетнего старца силой втаскивали в автомобиль специально нанятые молодчики, привезенные Донсковым и компанией. Авантюру сорвала квебекская провинциальная полиция, перекрывшая пути в Свято-Преображенский скит.

Но это не все судебные расходы РПЦЗ(Л). В прошлом году эта юрисдикция проиграла в нью-йоркском суде иск об опекунстве над митрополитом Виталием. Судья Филис Гэнгел-Джэкоб пришла тогда к заключению, что «церковное руководство использовало Устинова (мирское имя митрополита Виталия) как пешку, и что забота о его личном благополучии была второстепенным фактором, скрывающим истинную цель этого дела: контроль над церковным имуществом». (Цитируется по газете «The New York Post»). РПЦЗ(Л) судится также за Богородице-Владимирский женский монастырь в Калифорнии, насельницы которого – престарелые монахини. Девяностотрехлетняя игуменья этого монастыря была доведена до инфаркта допросами во время судебного разбирательства. Таким же допросам пытаются подвергнуть и митрополита Виталия.

В коммюнике содержится призыв к прихожанам собора РПЦИ в Лашине вернуться под омофор РПЦЗ(Л). Прихожане вольны в выборе церкви. Автор коммюнике забыл только упомянуть, что кроме «совместной трапезы на грядущую Пасху Христову», возвращенцев может ждать сбор пожертвований на покрытие судебных издержек РПЦЗ(Л), пристрастившейся к мирским судам в нарушение всех церковных канонов.

В начало

---------------------------------------

Rambler's Top100  TopList