Оглавление

Получено 24 декабря 2000 г.

Мысли, пришедшие при повторном чтении Послания Архиерейского Собора РПЗЦ 2000 года

При первом чтении, это Послание производит достаточно невинное впечатление, как построенное нарочито сбалансировано (по принципу "то за здравие, то за упокой" и наоборот).

Но вчитываясь поглубже в него, возникает чувство удивления, и в отношении начала настоящего духовного пробуждения и оздоровления церковной жизни в России, видимого избирательно, в основном, только некоторыми архиереями РПЗЦ, несмотря на отсутствие покаяния за многолетнюю поддержку в той или иной форме коммунистического режима иерархами МП, и в отношении обращения всего русского народа к молитве всем святым Новомученикам российским и особенно Царственным новомученикам, которая стала отныне возможна, благодаря признанию их святости Архиерейским Собором МП.

Но, во-первых, какого всего народа, когда реальный "церковный" русский народ (т.е. регулярно ходящий в храмы МП, а не "мертвые души"), по статистике МВД составляет меньше 1% от всего населения страны. И во-вторых, кто ему (народу) раньше мешал молиться, уже прославленным в 1981 году Новомученикам российским, держа в руках иконы, написанные в РПЗЦ, как это можно было видеть на экранах телевизоров? Или русские люди молятся только по команде, данной своими архиереями?

Но ещё больше обескураживает утверждение, что принятая этим собором новая социальная концепция, по существу перечеркивает "Декларацию" мит. Сергия 1927 года.

Но как может эта, никого и ни к чему не обязывающая стопка бумаги, о которой участники собора узнали только во время собора, перед голосованием, таким образом, что иным содомитам (Никону бывш. Екатеринбургскому, например) даже пришлось осуждать через это самих себя (а что делать?, если партия приказала, как говорили в недалеком прошлом; хорошо, что хоть не успели прочитать, — так менее огорчительно), перечеркнуть всю трагедию, постигшую Русскую, да и не только русскую Церковь, 73 года назад, ударная волна от которой трясёт МП, да и не только её, до сегодняшнего дня, по пророческому слову Священномуч. Дамаскина Глуховского (см. его письмо мит. Сергию). Ведь уничтожать и перечеркивать может только Господь, да и то только при наличия покаяния, которого и в увеличительное стекло не наблюдается, а поэтому иными просто изобретается по принципу "принимать желаемое за действительное".

И при этом удивительно ли, что Собор РПЗЦ не увидел и справедливой оценки собором Московской Патриархии антицерковных действий митрополита Сергия (Страгородского), его Синода и их преемников? Но откуда ей (оценке) было взяться без покаяния? И можно ли увидеть то, чего нет? Наверное, при желании, можно (вспомним про "голого короля"). Но не странно ли слышать это от Собора?

Хотя, как отмечается далее в Послании, нынешний собор близко подошел к исторической истине в Акте прославления сонма Новомучеников и косвенно признал достойным похвалы путь исповедников, не принявших курс митрополита Сергия, как в упомянутом Акте, так и в своей новой социальной концепции. Действительно очень косвенно, замешав в этот неполный сонм и сергиян- гонителей. Здесь возглавителям МП пришлось пойти против самих себя и прославить тех, антисергиан, которые отказывали им даже в спасительной благодати (Свщмуч. Виктор [Островидов], например).

Но не возможно было тянуть дальше, народ в течении 10-и лет добивался. Пришло время бросить кость народу, а вместе с ней и крючки для уловления легковерных, своих и чужих (испытанные хитрецы, всё умеют перекручивать себе на пользу).

Для нас же в этой ситуации должно быть всё просто, — архиереи МП построили гробницы мученикам, которые были избиты их коммунистическими отцами. Сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними; ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы (Лк 11. 48) — сказал про таких фарисеев Сам Господь наш Иисус Христос.

Ведь чтобы произошло истинное прославление, надо было сначала всенародно осудить коммунизм, а не молиться, чтобы партия была едина ("пат". Алексей II).

И, покаявшись в своих грязных кагэбэшно-шпионских-мафиозных (скандалы и разоблачения появляются время от времени) делах, уйти с миром, для оздоровления церковной жизни в России, предоставив молодым покинуть Всемирный Совет церквей и действительно встать на путь духовного пробуждения. Вот тогда бы мы все возрадовались и возвеселились бы. И радости нашей не было бы тогда конца!

А так что — только недоумение и горькое разочарование в "своих" же, и необходимое в таких случаях разделение, хотя бы на первых порах, — в душе.

Разве могут слепые куда-нибудь вести? Разве, только что в яму. А падение в яму, это совсем не похоже на лёгкое триумфальное шествие, о котором написано в Послании Архиерейского Собора РПЗЦ 2000 года. Напротив, для "соли обуявшей", яма — вполне подходящее место и шествие туда для неё отнюдь не обременительно.

И дело здесь не в неточных формулировках, а в упорном желании некоторых утвердить свою новую, для нас, позицию (даже несмотря на отсутствие реальных и подтверждающих её истинность фактов) и нежелание многих несогласных, которым только что и остаётся, что составление союзов, лучше сказать братств, но не для осуждения других и с целью, расшатать приходскую и епархиальную жизнь, а с целью неуклонно идти по пути, заповеданным нашими Отцами РПЗЦ. Аминь.

В. Ю. Кириллов, Париж, 25/12/2000

Rambler's Top100 TopList