Оглавление

Получено 22 декабря 2000 г.

ОБРАЩЕНИЕ К ПАСТВЕ

Итоги прошедшего Собора Русской Православной Церкви Заграницей вызвали многие противоречивые мнения, так, что даже наш Первоиерарх и его Заместитель вынуждены были сделать по этому поводу специальные заявления.

Со своей стороны я хочу напомнить, что довольно часто в истории Церкви случалось, что принимались, даже Соборами, ошибочные решения (хоть я, по отношению к нашему последнему Собору, не усматриваю таких РЕШЕНИЙ). Догматические и канонические вопросы всегда решались и решаются на протяжении многого времени — когда споры в церковной ограде по ним достигали некоего предела, то они выносились на соборное рассмотрение. Но до появления чётких соборных формулировок, до проявления некоего итога — всегда следует воздерживаться от любых окончательных выводов. К тому же, если доходили до крайних мер и прекращали общение, то только с группой заблуждающихся, но никак не с Церковью — Церковь всегда имела и будет иметь видимую свою сторону, т.е. всегда будет оставаться единой Святой, Соборной и Апостольской, т.е., она не может разделиться на множество мелких Церквей.

Также в истории Церкви иногда выносились несправедливые решения об отдельных праведниках. В качестве таких примеров можно привести Соборное осуждение свт. Иоанна Златоуста, когда он был несправедливо отлучён от Церкви и умер в изгнании. Или известна расправа над свт. Арсением (Мациевичем), есть также много и других подобных печальных примеров. Но, хочу подчеркнуть, что ни свт. Иоанну Златоусту, ни Арсению (Мациевичу), ни Григорию Богослову (во времена его гонений), ни множеству других, никогда не приходила мысль или желание отделиться и образовать свой "синод". Они мужественно несли все прещения и несправедливые осуждения, уповая на Суд Божий, но не порывая с Церковью. И Церковь со временем отвела каждому подобающее ему достойное место. Поэтому я никак не могу оправдывать, или, тем более, приветствовать, всякое отделение от нашей Церкви.

Сейчас, когда возникли соблазны, некоторые из нас начали смотреть по сторонам, имея в мыслях отделиться и примкнуть к той или иной группе. Некоторые уже поспешили от нас отделиться…

Дошло и до того, что суздальский "синод", потеряв всякий стыд и забыв о смущении, уже даже "призывает "ревнителей Православия" из числа российских клириков и мирян РПЦЗ "перейти под омофоры архиереев" РПАЦ" (так они себя именуют). Однако "суздальцам", как и иным отделившимся, следует помнить, что Указ №362 патриарха Тихона, на который они ссылаются для оправдания своей каноничности, всегда имел одну цель — в случае прекращения в силу внешних обстоятельств административного сообщения между центральным управлением и епархиями дать указание последним, как временно устроить свою церковную жизнь. Причём епархиям, вынужденно административно отделённым от центра и находящимся в сообщении друг с другом, Указ предписывает в обязательном порядке образовать общее для этих епархий временное управление. В Указе нет даже речи об установлении или разрыве Евхаристического общения, а говорится только об административных отношениях. То есть, смысл Указа не в учреждении "децентрализации", как ложно трактуют отделившиеся, но в сохранении канонического строя временно потерявших административный контакт епархий, и это состояние временного административного разделения, согласно Указа, должно быть упразднено сразу же после установления нормального сообщения. Таким образом, к примеру, епископ Валентин (Русанцов) является прямым нарушителем Указа №362, учинившим раскол в Церкви, а не просто лишившимся административного сообщения с нашим Синодом в силу внешних обстоятельств. Раскольники сами себя обличают словами: "Российские приходы РПЦЗ не имели возможности ждать по многу лет, пока зарубежные архиереи восстановят церковную дисциплину а вновь утвердятся на пути Святителя Филарета. Этим и был вызван разрыв Евхаристического общения между Российской Православной Церковью и Архиерейским Синодом РПЦЗ" (из "Послания Архиерейского Синода Российской Православной Церкви Архиерейскому Собору РПЦЗ"). Как видим, эти люди оправдывают себя тем, что они "не имели возможности ждать". Не будучи в состоянии обличить Зарубежную Церковь в ереси в настоящем, они оправдываются тем, что мы, возможно, можем стать еретиками в будущем — это ещё на имевшее место в истории Церкви обвинение для оправдания разрыва Евхаристического общения.

Я хочу напомнить сочувствующим подобным группам лже-ревнителей Православия, что раскол благодатным не бывает и указать на то, что те сами уподобляются столь критикуемым ими экуменистам, когда утверждают, что благодать спасения может присутствовать в их раскольничьих сообществах.

Я призываю всех верных чад нашей Церкви хранить трезвение и не поддаваться лукавым помыслам об отделении и бегстве за церковную ограду, а продолжать твёрдо стоять на святоотеческом Придании в нынешние трудные времена.

+ Епископ АГАФАНГЕЛ

Rambler's Top100 TopList