Оглавление

РЕЗОЛЮЦИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РПЦЗ

Архиерейский Собор, выслушав 4/17 октября 2000 года доклад Преосвященного Епископа Евтихия о состоявшемся в августе 2000 года Архиерейском Соборе Московской Патриархии, вынес следующую резолюцию:

Архипастыри Русской Православной Церкви Заграницей всегда старались объективно следить за церковной жизнью в России, как в советские времена, так и в последнее десятилетие. Когда какая-то часть официальной Церкви в России шла на компромиссы в вопросах веры и благочестия, а также отреклась от мучеников за веру нашего века, архипастыри Русской Зарубежной Церкви вставали на защиту чистоты Православия и защиту славы Русской Церкви XX века - святых Новомучеников Российских. Любое отступление воспринималось со скорбью и молитвой о том, чтобы рано или поздно восторжествовала Правда на Руси. А когда духовенство и верующие в России подвергались гонениям, тогда иерархи свободной части Русской Церкви, сострадая им, поднимали свой голос в их защиту.

За каждой литургией в течение более 80 лет в наших храмах не прекращалась молитва о том, чтобы в страждущей стране Российской никто из людей, искупленных честной Кровью Господа нашего Иисуса Христа, не погиб, но "но всем им спастися и в разум истины прийти". Поэтому собравшийся Архиерейский Собор иерархии Русской Зарубежной Церкви с особой надеждой и благодарностью Господу Богу воспринял решение Архиерейского Собора Московской Патриархии о причислении к лику святых всего сонма Новомучеников Российских, в том числе и Царя-Мученика Николая со своим Святым Царским Семейством. Мы уповаем, что ставшая теперь действительно всероссийской молитва Царю-Мученику принесет многострадальному русскому народу возрождение истинной веры, мира и благочестия. Мы также считаем, что одна из причин разделения нашей Церкви и Московской Патриархии, изложенная в послании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей 1987 года, по милости Божией, устранена.

На Архиерейском Соборе Московской Патриархии был частично преодолен и другой вопрос нас разделяющий, так называемое "сергианство": "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении..." (Из основ социальной концепции РПЦ-МП). Впервые на соборном уровне Московская Патриархия пытается отстаивать независимость Церкви и отмежевываться от власти, таким образом отступая от принципов изложенных в печальной "Декларации" Митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года и косвенно признавая достойным похвалы путь исповедников, не признавших курс Митрополита Сергия.

Определение Собора Московской Патриархии об отношениях к инославию и, следовательно, экуменизму, не достаточно четки и часто двусмысленны. По своей широте некоторые положения приемлемы ревнителям Православия, а другие положения - на радость экуменистам. Особенно вызывает тревогу то, что в определениях нет ни слова о недопустимости совместных молений с инославными, а также полное оправдание всей прошлой и нынешней экуменистической деятельности. Таким образом, вопрос об участии МП в экуменизме обретает первостепенную важность в вопросе разделения Русской Православной Церкви Заграницей и Московской Патриархии.

Принимая во внимание все вышеизложенное, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей считает, что на последнем Соборе Московской Патриархии были сделаны значительные сдвиги в отношении оздоровления церковной жизни в России. Этот первый положительный шаг Московской Патриархии на соборном уровне не может не вселять в нас надежду. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей считает целесообразным в настоящее время создать при Архиерейском Синоде постоянную действующую комиссию по вопросам единства Русской Церкви.

Rambler's Top100 TopList