Получено 26 ноября 2002 г. С 13 по 16 ноября 2002 г. в Москве состоялась совместная конференция представителей МП и РПЦЗ(Л): "История русской православной церкви в 20 веке" (период 1930-1948 гг.).  В начале нашего репортажа об этой конференции приведено интервью, данное участником конференции, прот. Виктором Потаповым (с некоторым участием его жены), а потом -- план работы конференции с перечислением докладов и докладчиков. Для удобства читателя в текст редакция узла "Мысли о России" вставила интернетовские ссылки на упоминаемые документы и/или события.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

13-16.11.2002 г. в Москве прошла конференция: "История русской православной церкви в 20 веке" (период 1930-1948 гг.). Конференция проходила в Синодальной библиотеке в Свято-Андреевском монастыре на патриаршем подворье. В списках допущенных у охраны против фамилии участников по благословению прот. Бориса, проставлялось точное время; час и минута, прихода–ухода.

----------------------------

Интервью у ворот патриаршего подворья.

Вопрос: По какой причине журналисты не могу присутствовать на конференции? По закону РФ о средствах массовой информации, если общественная организация, какой является МП, объявляет о конференции, то пресса имеет право присутствовать.

Ответ секретаря настоятеля монастыря прот. Бориса Даниленко, г-жи Ирины: Может быть, но мы подчиняемся его святейшеству. По благословению святейшего патриарха это закрытая конференция. На ней обсуждаются узкие как бы вопросы, не подлежащие….. Это не такая конференция на которой могут присутствовать.

Вопрос: Скажите, а кто участники?

Ответ: Не благословенно…. По окончании пресс-конференции не будет. Выключите свой чудесный диктофончик и до свидания…….

ИНТЕРВЬЮ ПРОТ. ВИКТОРА ПОТАПОВА РПЗЦ(Л)

Вопрос: Не могли бы вы сказать несколько слов о целях конференции, которую вы здесь проводите?

Ответ: Цель нашей конференции –- это рассмотреть трагическую историю русской церкви в 20 веке и стараться найти… в общем создать такой исторический фон или основу, на которой мы могли бы начать серьезный диалог по объединению двух ветвей русской церкви. Это уже вторая конференция, первая проходила в Венгрии, по приглашению, ныне покойного епископа Даниила Сербского. А эта конференция, как и первая, имеет благословение, как святейшего патриарха Московского и всея Руси, также и Синода РЗЦ. Мы здесь выслушали доклады, теперь работаем над итоговым документом, который после обеда утвердим и надеемся подписать. Он будет опубликован.

Вопрос: Как вы оцениваете перспективы и сроки ближайшего, т.е. будущего объединения двух ветвей?

Ответ: Трудно сказать в отношении сроков. Я думаю, что не за горами! Очень важно, что обе церкви ощущают себя единой русской церковью и чада нашей церкви, конечно в подавляющем большинстве, я имею ввиду зарубежной церкви, тоже об этом надеются, молятся об объединении церквей и я думаю, что не за горами уже.

Вопрос: о. Виктор, как вы оцениваете, что десятилетиями не было евхаристического общения между двумя частями единой русской церкви. Как это можно канонически оценить?

Ответ: Ну не было потому, что… т.е. мы никогда не отрицали благодати МП. Ни на одном соборе РЗЦ это никогда не было заявлено. Всегда признавали, но просто считали, что ввиду того, что церковь в России была плененной, порабощенной... Мы за нее, конечно, молились… Но просто наши архиереи считали целесообразно пока воздержаться от евхаристического общения. А сейчас надо сказать, что евхаристическое общение на уровне мирян происходит уже давно. Потому что приезжают прихожане МП, они сливаются с нами и они приходят в наши церкви и чувствуют себя хорошо и никто не сомневается, что они могут причащаться. Это было давно постановлено. И наоборот, наши, когда приезжают сюда, то же самое, они, когда приходят в церкви, они причащаются. Им никто не возбраняет.

Вопрос: Но у нас известны факты отношения Митр. Анастасия, Митр. Филарета к МП, но к сожалению, они не совсем совпадают с вашей точкой зрения. В России хорошо известна ваша книга "Молчанием предается Бог", в которой вы приводите многочисленные факты сотрудничества с КГБ первоиерархов МП, где вы указываете агентурные клички иерархов. Что вы думаете о соработничестве с такими иерархами? Ведь членство в этих органах пожизненное…?

Ответ: Это тоже надо рассмотреть… и вот в ходе наших конференций эти вопросы будут подняты, безусловно.

Вопрос: А ваше личное мнение?

Ответ: Мое личное мнение, что очень жалко и должно будет принесено покаяние…, но факт, что человек сотрудничал еще не значит, что он лишен благодати… Если у него рукоположение было правильное –- он подлинный иерарх! Ну, конечно это очень печально и это надо выявить и вывести на чистую воду и принести покаяние…

Вопрос: Возможно ли объединение с иерархами-агентами до их покаяния?

Ответ: Это вопрос, который может решать только высшее священноначалие.

Вопрос: Ведь эта конференция не случайна?

Ответ: Нет, не случайна, у нас есть благословение, безусловно. Эти вопросы будем поднимать. Мы же должны с чего-то начать –- основу создать.

Вопрос: Все годы существования РЗЦ всегда проходили под знаком оценки МП, как, мягко говоря, больной сергианством. У нас есть кассета 90-х годов, где вы в интервью с Митрополитом Виталием задаете вопрос: "Владыка, что такое сергианство?" И Митрополит Виталий отвечает, что есть сергианство. Вы тогда с ним были, видимо, согласны? В трудах авторов РЗЦ, таких как Архиеп. Виталия (Максименко), Архиеп. Аверкия (Таушева), Архим. Константина (Зайцева), видно, что сергианству они придавали большее значение, чем просто сервилизму иерархии, сотрудничеству с политическими силами. Было видно, что они, что они оценивали это как ересь, как экклезиологическую ересь, как очень тяжелый духовный недуг.

Ответ: Владыка Виталий Максименко никогда не обвинял МП в ереси. Он говорил об экуменизме. Он слово "сергианство" не употреблял в своих творениях, кстати митр. Анастасий тоже. Вот на конференции… наша монахиня, сестра Васса, работала в архивах Синода РЗЦ в Нью-Йорке и она нашла протоколы соборов 50-х годов, где Митр. Анастасий сопротивлялся, когда некоторые епископы хотели употребить термин "советская церковь", а он сопротивлялся этому, говорил: "Это нельзя так именовать Церковь, потому что часть, даже большая часть, пошла на сотрудничество, церковь все равно неправомерно так называть". Мы выясняем, я повторяю, эти вопросы, которые вы мне задали, что сотрудничали… это мы выясним и должна дана быть оценка всему этому.

Вопрос: Великий русский мыслитель И. Ильин употреблял термин "советская церковь" в своей работе "О церкви в СССР"…

Ответ: Да, но это его личное мнение. Наши соборы никогда не заявляли о безблагодатности МП.

Вопрос: Сейчас в ходу термин "глобализм". В США это ярко видно после 11 сентября 2001 года. У нас в России видим тоже: ИНН, пластиковые карточки… В Америке давно существует "Security number", которой, видимо, и вы имеете. Как вы считаете, не являются ли события в сегодняшней РЗЦ отражением этого процесса? Происходит глобализация мира… Тенденция к слиянию двух ранее непримиримых частей РЦ при явной нераскаянности патриархии, ее чисто косметических…

Ответ: Я не стану вдаваться в вопросы глобализации, я в этом не очень разбираюсь. У меня есть личный номер социального страхования, как у всех американцев, и моя дочь, только родившись, получила такой номер. Ничего в этом страшного не вижу. Не надо бояться антихриста! Нам надо ждать его прихода. Мы же знаем, что после антихриста придет Христос. Ей, гряди Господи! Не так ли веровали первохристиане? Делать упор на антихриста, его бояться? Я не считаю… Зачем? Разве это не предсказано Господом? А что касается объединения Русской Церкви… Мы об этом на каждой службе молимся. Это же было последней молитвой Господа в Гефсимании. Он просил, чтобы все были едины, как он со своим Небесным Отцом.

Вопрос: Вы имеете в виду объединение путем покаяния?

Ответ: Конечно, мы все должны каяться!

Вопрос: Кажется, похоже это унианальный процесс, а не процесс, когда прегрешившая иерархия кается перед устоявшими в православии как на Седьмом Вселенском Соборе. Именно иерархия ЗЦ устояла в православии, иерархии МП требуется покаяние, здесь это не происходит, происходит некий унианальный процесс, когда на некоторых договорных основах пытаются совместить несовместимое.

Ответ: Нет, это вы все упрощаете и МП не перед нами надо каяться, а перед Богом. Мы даже худших ошибок наделали на Западе, нам тоже есть в чем каяться. Но знаете, пути Господни неисповедимы, и если мы верим, что Дух Святый присутствует в Церкви –- Он управит, из принципа икономии, домоустройства церковного, на который мы надеемся. Мы же ведомы Духом Святым, мы можем сколько угодно рассуждать и по-человечески планировать будущее объединение… Я думаю, что это Господу Богу угодно в конце концов. И вот, нам надо выявить историческую правду и все вопросы, которые вы здесь поднимали, мы будем безусловно выявлять на будущей конференции.

Вопрос: Как вы расцениваете последователей Митрополита Виталия в происшедшем расколе в РЗЦ?

Ответ: Это ВИ-ТА-ЛИ-БА-НЫ!

Вопрос: Но вот документы и фотографии на сайте у Петра Николаевича Будзиловича?

Ответ: Матушка отца Виктора энергично присоединилась к разговору: Это фотомонтаж! Мой родственник там был, там было все не так, как на фотографиях! А Будзилович просто фашист. Ему дать автомат, он бы всех расстрелял. Я его знала, представляете, а он - злой фашист!

Вопрос: А Митрополит Виталий?

Ответ матушки о. Виктора: Митрополит Виталий ужасн…. Ужас!… Ужасные люди его окружают! А он маленький, старенький, беленький - его используют!

Вопрос: о. Виктор, вот у нас есть ваша книга "Молчанием предается Бог" подпишите ее, пожалуйста, на память о нашей встрече.

Ответ: Я это подписывать не буду!

Вопрос: Почему?

Ответ: (матушка о. Виктора): Это плохие люди! О. Виктор: Потому что… вы плохие люди.

16.11.2002 г.

Патриаршее подворье. Синодальная библиотека. Г. Москва

В начало

---------------------------------------------------------

НА ПУТЯХ К ОБЪЕДИНЕНИЮ С МП

13-16.11.2002 г. в Москве прошла конференция: "История русской православной церкви в 20 веке" (период 1930-1948 гг.). Конференция проходила в Синодальной библиотеке в Свято-Андреевском монастыре на патриаршем подворье. В списках допущенных у охраны против фамилии участников по благословению прот. Бориса, проставлялось точное время; час и минута, прихода–ухода.

13.11.2002 г.

Начало ежедневно в 10:00 часов

Прот. Борис Даниленко: настоятель монастыря
Молебен и приветственное слово

Прот. Николай Артемов
- Открытие конференции. Вступительное слово

Прот. Георгий Митрофанов (СПб-ДА)
- Русская Православная Церковь в основных этапах антибольшевистского движения (1917-1945)

Назаров Михаил Викторович (Москва)
- Собор в Карловцах 1921 г. и Всезарубежный Собор 1938 года

Прот. Александр Лебедев (Лос-Анджелес)
- Пути Русской Зарубежной Церкви в Америке (1921-1948)

Обед

Косик Виктор Иванович (Москва)
- Русская Православная Церковь в Югославии (1920-1950 гг.)

Прот. Виктор Потапов (Вашингтон)
- Русская Православная Церковь на Святой Земле (1921-1948)

Иерей Дионисий Поздняев (Москва)
- Русская Православная Церковь на Дальнем Востоке в 1930-40-е годы

Прот. Борис Даниленко (Москва, Синодальная библиотека)
- Различные позиции русских клириков в Болгарии относительно вопроса юрисдикции (1930-40-е гг.)

Чай

Гаврилин Александр Валентинович (Рига)
- Латвийская Православная Церковь в 1930-е годы

Инокиня Васса (Ларина) (Мюнхен)
- Церковный принцип икономии и позиции Русской Зарубежной Церкви при митр. Анастасии

Иером. Евфимий (Логвинов) (Мюнхен)
- О Почаевской преемственности в русском зарубежье

14.11.2002

Фирсов Сергей Львович (СПб)
- Безбожная пресса конца 1930-х годов

Кашеваров Анатолий Николаевич (СПб)
- Печать и издательская деятельность Московской Патриархии 1930-40-х гг. в контексте государственно-церковных отношений

Головкова Лидия Алексеевна (Москва)
- Московские расстрелы 1930-х годов (Бутовский полигон и Коммунарка)

Корнилов Александр Алексеевич (Нижний Новгород)
- Подвижники гонимой Церкви. Киевский протоиерей Адриан Рымаренко

Обед

Журавский Александр Владимирович (Москва-Казань)
- Отношения Московской Патриархии к инославным и экуменическому движению (1930-1948)

чтец Андрей Псарев (Джорданвилл)
- Отношения Русской Зарубежной Церкви к инославным и экуменическому движению (1920-1948 гг.)

Васильева Ольга Юрьевна (Москва)
- СССР: Новый государственный курс в отношении Русской Православной Церкви (1941-1948 гг.)

Чай

Шкаровский Михаил Витальевич (СПб)
- Германская политика по отношению к Русской Православной Церкви (1941-1945)

Прот. Николай Артемов (Мюнхен)
- Некоторые данные о Белорусской и Украинской Автономных Церквах (1941-1946)

15.11.2002

Прот. Валентин Асмус (МДА)
- Архиепископы Антоний (Храповицкий) и Сергий (Страгородский) в дневнике архиепископа Арсения (Стадницкого)

Мария Соцкова (Москва)
- Русская Церковь и патриотизм в период П-й Мировой войны

Косик Ольга Владимировна (Москва)
- Следственное дело "Антисоветское церковное подполье" (1943-1946)

Петров Станислав Геннадьевич (Новосибирск, РАН)
- Общины истинно-православных в судебно-следственных делах о самозванцах (1930-1950 гг.)

Обед

Светозарский Алексей Константинович (МДА)
- Жизненный путь митрополита Веньямина (Федченкова)

Иерей Георгий Ореханов (Москва, ПСТБИ)
- Воззрения некоторых зарубежных иерархов на церковное положение в России 1920-1940 гг.

Прот. Петр Перекрестов (Сан Франциско)
- Взгляд на Русскую Церковь в XX веке св. Иоанна Шанхайского и Сан-францисского

Чай

Общее обсуждение. Работа над итоговым документом

16.11.2002

Обмен мнениями,
Перспективы на будущее,
Завершение и подписание итогового документа.

Молитвенное завершение конференции

Обед

В начало

---------------------------------------

  Rambler's Top100  TopList