Окончательная версия получена 25 мая 2002 г. В авторский текст редакция добавила интернестовские ссылки на соответствующие события и документы. Комментарий редакции --  в конце.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

ЗАЯВЛЕНИЕ

Его Преосвященства, Преосвященнейшего ЛАЗАРЯ Архиепископа Одесского и Тамбовского и Епархиального Совета Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви.

(По поводу Резолюции Совещания Северо-Американских Преосвященных РПЦЗ от 7/20 апреля 2002 года).

Совещание Северо-Американских Преосвященных в составе двух викарных Епископов (Преосвященных Сергия и Владимира) и четырех иереев (из которых один Виктор Мелихов недавно принят из Бостонского раскола) на своем заседании 7/20 апреля 2002 г. отменило решение Митрополита Виталия, выраженное им в письме Архиепископу Лазарю от 11 марта 2002 г. о создании в России автономной церковной организации, имеющей право совершать и архиерейские хиротонии. Принято постановление, что такое решение может принять только некий Собор.

В связи с этим возникает вопрос, что понимают участники этого Совещания под Собором? Ранее 19 апреля на разных узлах Интернета (Церковный листок, Мысли о России) появилось письмо Еп. Владимира, где он дерзнул назвать собственноручное распоряжение Митр. Виталия Архиеп. Лазарю от 11 марта «фальшивкой и провокацией» и заявил, что подобное указание не входит в компетенцию Митрополита. Получается, что Первоиерарх не имеет права обращаться к старейшему Правящему Российскому Архиерею, не спросив разрешения у молодого новоиспеченного викария. Никаких извинений или объяснений по поводу этого публичного оскорбления двух старейших иерархов от Еп. Владимира до сих пор не последовало.

Одновременно с этим в Интернете появилось грубое по форме и злобное по содержанию Заявление Архиеп. Варнавы. В нем автор назвал Епархиальное Собрание Российского духовенства в Воронеже под Председательством Архиеп. Лазаря «обманом и позором, нравственным беззаконием и двуличием» и предрек, что «Лазаревский раскол попытается окончательно стереть с лица земли законную Русскую Церковь». В качестве приложения к своему Заявлению Архиеп. Варнавой помещены были еще два его письма к Еп. Владимиру от 17 марта и к Митр. Виталию от 14 апреля (т.е. написанные им еще до Воронежского Собрания), исполненные той же вражды к Российским Преосвященным, что и его первое Заявление. В этих двух последних письмах Архиеп. Варнава требует немедленного увольнения на покой Архиеп. Лазаря и Еп. Вениамина, претендует на права полномочного заместителя Первоиерарха, единолично распоряжающегося на всей территории России.

Если для обычного нормального человеческого диалога требуется взаимное признание и взаимное уважение, то можно ли проводить Церковный Собор в подобной обстановке? Если бы Архиеп. Варнава и Еп. Владимир действительно желали бы в братском диалоге с Российскими Преосвященными решать церковные вопросы, то они не позволили бы себе по их адресу презрительных и неуважительных публичных отзывов, не поощряли бы некоторых клириков к клевете на своих Правящих Архиереев. Поэтому если на предполагаемом Соборе планируются враждебные действия против Архиеп. Лазаря и Еп. Вениамина (как явствует из писем Архиеп. Варнавы) - реакция на такой Собор у любого Православного Архиерея будет такая же, как у Святителя Иоанна Златоустаго на пресловутый «Собор под дубом» - неявка на него и непризнание его решений. Что же касается враждебного и оскорбительного отношения Северо-Американских викариев к Российским Преосвященным, то здесь уместно вспомнить слова А. С. Хомякова: "обиженный часто прощает, обидчик не прощает почти никогда".

Стоит остановиться и на властных претензиях Архиеп. Варнавы и Еп. Владимира. Все их полномочия вытекают из прав Первоиерарха Митр. Виталия, который в силу чрезвычайной церковной ситуации прошлого года единолично снял с Еп. Варнавы запрещение, назначил его Правящим Архиереем на Западную Европу, и вместе с ним рукоположил трех новых викариев Канадской Епархии. Все эти действия, срочно совершенные в исключительной церковной ситуации нуждались в подтверждении и признании со стороны других Архиереев РПЦЗ, верных прежнему курсу Зарубежной Церкви и ее Первоиерарху. Таковыми оказались только двое российских Преосвященных, Архиеп. Лазарь и Еп. Вениамин, утвержденные еще прежними Соборами РПЦЗ в качестве Правящих Архиереев. Новые канадские викарии сами нуждаются в признании старших Российских Архиереев, и никак не могут ставить себя в положение судей над ними. К сожалению претензии некоторых новорукоположенных викариев простираются до того, что они дерзают ограничивать даже власть самого Первоиерарха, которому всецело обязаны своим церковным бытием. Ибо что означает их заявление о том, что Митрополит Виталий без их ведома не может принимать решения по России? Первоиерарх и старейший Российский иерарх по взаимному согласию принимают созидательное решение по России, а канадские викарии дерзают его отменить! Иначе как попыткой узурпации церковной власти этого назвать нельзя. По постановлению Поместного Собора 1917-18 гг. (и аналогичному Положению РПЦЗ) состав Синода избирается Собором. Поэтому временное церковное управление, образовавшееся в последние месяцы при Первоиерархе, никак не может иметь прав Синода, а может только исполнять канцелярские обязанности при Митрополите, должно точно выполнять его распоряжения, а не навязывать ему свою волю.

То же самое касается и претензий преос. Варнавы на положение заместителя Первоиерарха со всеми правами последнего. Права заместителя даны ему были в тот момент, когда рядом с Митр. Виталием не было никого другого -- и эти права нуждаются в признании со стороны Российских Преосвященных. Кроме того никакой заместитель церковной власти не имеет полных прав того, кого он замещает. Это убедительно показал священномуч. Митр. Кирилл Казанский в письмах к Митр. Сергию Страгородскому. Власть Первоиерарха основана на его Первосвятительской харизме, которая дается через избрание Собором и интронизацию. Этого священнодействия не может заменить никакое письменное распоряжение.

Наконец стоит учитывать и то, что на Соборе Епископ представляет не только себя, но и свою паству. Последнее Воронежское совещание убедительно показало, что Российские Преосвященные пользуются достаточно широкой поддержкой со стороны духовенства и мирян. Одних иереев на собрании было более 30 человек, причем все они имеют свои приходы. Все документы Собрания были приняты практически единогласно и единодушно. Таким образом 2-е Воронежское Собрание показало соборное единство Российского духовенства вокруг своих Архипастырей, и их духовную связь со своим Первоиерархом. Именно это и не нравится врагам РИПЦ. Между тем в США и Канаде РПЦЗ(В) имеет лишь четыре прихода, во Франции почти столько же. И потому зарубежные викарии с гораздо меньшим основанием могут претендовать на соборность принимаемых ими решений.

Кроме того для проведения Собора необходимо предварительное согласие по основным идейным вопросам. При полном разногласии в принципиальных вопросах Собор не может состояться. Воронежское собрание в своем Заявлении дало краткое исповедание Российских Преосвященных и рос. духовенства. Судя по тому, что канадские викарии резко отвергают все решения этого собрания, они этого исповедания не приемлют. Но и никакого своего исповедания за полгода они тоже не составили. Как проводить Собор при таком идейном разномыслии?

Итак для проведения Собора необходимы следующие предварительные условия:

1. Прекращение враждебных действий и враждебной пропаганды против Российских Преосвященных (на что указано в обращении к Преосвящ. Варнаве), принесение извинений за последние публичные оскорбления,

2. Прекращение попыток узурпировать Церковную власть, пользуясь стесненным положением Первоиерарха,

3. Уважение прав Российских Архиереев как Правящих, включая и те права, которые даны им распоряжением Первоиерарха, Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия в письме к Архиепископу Лазарю от 26/11 марта, (не один год являющемуся Председателем Совещания Российских Преосвященных и в этом году отмечающего свое двадцатилетие в Архиерейском Сане),

4. Ясное исповедание своей позиции: собираются ли Северо-Канадские Викарии и Европейский Преосвященный Варнава созидать Церковь в России или собираются присоединяться к расколам Суздальскому или грекам? Без этого участие Российских Преосвященных в предстоящем Соборе не может состояться. Стоит вспомнить слова Священномученика Архиепископа Илариона (Троицкого): "Собор Церковный нужно собирать, а не подбирать. Подобранный Собор никакого авторитета иметь не будет".

Российские Преосвященные имеют твердое положение Правящих Архиереев, признанное прежними Соборами РГЩЗ, поддержку своей паствы, признают власть Первоиерарха Митрополита Виталия и руководствуются Его распоряжением от 26/11 марта 2002 года, выражающим свободную волю Митрополита. Поэтому они не могут считать для себя обязательной Резолюцию Канадского Совещания от 7/20 апреля сего года.

--------------------------------------------

В начало

От редакции. Заявление, приведенное выше, было получено редакцией узла "Мысли о России" от священника Алексея 23 мая 2002 г. Однако оно пришло в искажённом виде, что создало необходимость привести его в порядок и послать исправленный текст о. Алексею на окончательную проверку со следующим письмом:

"Спасибо за заявление, отец Алексей. Однако, распечатав его, я заметил, что оно содержит повоторения, как будто во время его написания смешались блоки текста.

Поэтому в приложении я посылаю Вам "подчищенный" вариант, в котором повторения удалены. Дайте, пож., знать правильный ли это текст, т.е., является ли этот "подчищенный" вариант истинным заявлением Вл. Лазаря. В нём я также подправил некоторые описки.

Заодно поговорите с Владыкой о целесообразности опубликования ТАКОГО заявления. Спросим сами себя -- что оно даст? Ничего, кроме нагнетания дополнительной вражды и углубления НАМЕЧАЮЩЕГОСЯ раскола. Мне кажется, что в данный момент ВСЕ наши архиереи должны перестать писать друг другу (или, вернее, ПРОТИВ друг друга), а сойтись НОС-К-НОСУ и ОБГОВОРИТЬ накопившиеся проблемы. Подробно об этом я написал в http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-215.htm".

25 мая 2002 г. редакция получила следующий ответ:

Уважакмый Петр Николаевич!

Исправленный Вами текст полностью верен. Очевидно путаница в тексте связана с какими-то ошибками FineReader при сканировании текста.

Что же касается целесообразности публикации текста заявления, то в телефонном разговоре Вл.Лазарь подтвердил свое благословение на публикацию, дополнив его настойчивой просьбой сделать это по возможности незамедлительно".

Но уже 24 мая 2002 г. в редакцию пришла очередная рассылка Вертограда (номер 260), в которой было приведено это заявление. Таким образом соображения о целесообразности данного заявления отпали. Интересно, что сразу же после вертоградовской рассылки редакция получила ряд писем по поводу этого заявления. В одних из этих писем были запросы о том, почему этого заявления нет на узле "Мысли о России". В других -- высказывались мнения о значимости этого заявления. Вот одно из этих последних:

"Дорогой Петр Николаевич!

Похоже, наши владыки решили сделать все от них зависящее, чтобы не дать нашей Церкви возродиться? (см. ЗАЯВЛЕНИЕ АРХИЕПИСКОПА ОДЕССКОГО И ТАМБОВСКОГО ЛАЗАРЯ И ЕПАРХИАЛЬНОГО СОВЕТА ОДЕССКО-ТАМБОВСКОЙ ЕПАРХИИ РПЦЗ(В) ПО ПОВОДУ РЕЗОЛЮЦИИ СОВЕЩАНИЯ СЕВЕРО-АМЕРИКАНСКИХ ПРЕОСВЯЩЕННЫХ РПЦЗ(В) ОТ 7/20 АПРЕЛЯ 2002 ГОДА)".

Редакция хотела бы суммировать такие заявления, выразив надежду, что Арх. Варнава и Еп. Владимир мудро разрядят атмосферу. Т.е., вместо того, чтобы отвечать на данное заявление в ещё более нагретом тоне (см. http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-215.htm), они пригласят российских преосвященных на общее архиерейское совещание, на котором можно будет ЛИЦОМ К ЛИЦУ обсудить накопившиеся проблемы и заодно наметить повестку дня для Всезарубежного Собора РПЦЗ(В) с участием клира и мирян.

В начало

---------------------------------------

  Rambler's Top100  TopList