Получено 19 апреля 2002 г. в ответ на заявления  "Расширенного Епархиального собрания Одесско-Тамбовской и Черноморско-Кубанской епархий", состоявшегося 17-18 апреля 2002 г. в Воронеже. Документы помещаются в том порядке, в котором они были получены. В тексты были внесены поправки редакторского характера (т.е. были исправлены описки). Кроме этого термин "сайт" был заменен на русский термин "узел". Редакция также добавила в авторские тексты соответствующие интернетовские ссылки.

Оглавление

----------------------------------------------------------------------------------------
При перепечатке, ссылка на http://www.russia-talk.com/ ОБЯЗАТЕЛЬНА
----------------------------------------------------------------------------------------

Дорогой о Господе многоуважаемый Петр Николаевич!

Покорнейше прошу Вас поместить на Вашем узле следующее мое заявление.

Заявление по поводу Воронежского Совещания.

Обман и позор увенчали 2-е Воронежское совещание 17 и 18 апреля 2002 г.

Обман. Потому, что есть основания думать (прил. 1), что письмо к Вл. Лазарю, за подписью Митрополита Виталия, на котором выстроены все деяния Воронежского совещания, есть фальшивка. Если же не так, то Владыку Митрополита кто-то позорным образом побудил согласиться с предложенным ему документом, не имеющим никакой силы по вопросу всецерковного характера (прил. 1).

Позор. Потому, что преосвященные Лазарь и Вениамин согласились на такой обман и вовлекли в него целый ряд клириков и мирян, устроив настоящее учредительное Собрание новой церковной организации, обратившееся, в частности, с лицемерным письмом к Вл. Митрополиту и с обличительным актом по моему адресу.

Этим нравственным беззаконием заканчивается двуличная деятельность «Российских» Преосвященных, подтолкнутых на такую авантюру своим окружением, срочно пополненным братьями Алферовыми, печать которых красной нитью проходит в деяниях этого Совещания.

Многопретерпевшая от всевозможных своих врагов законная Русская Православная Церковь вступает таким образом в новый период своей истории, когда предвиденный нами лазаревский раскол попытается Её окончательно стереть с лица земли, но сможет лишь очистит Её от чуждых Ей элементов, преследовавших свои личные цели.

Со всею верностью истинной, законной Русской Православной Церкви заграницей и Ея Главе, Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию, назначившему меня своим заместителем на случай чрезвычайного положения (+), я призываю всех искренних членов Русской Православной Церкви заграницей, верных Ея духу, и Её исповеданию истинного Православия и любви к России, следовать с нами по положенному нами пути, когда, при совершении первой Вл. Митрополитом со мной хиротонии 5 ноября 2001 г. стали восходить вновь к Всевышнему наши надежды.

6/19 апреля 2002 г.

Varnava.gif (1693 bytes)

(+)
«В случае непредвиденных обстоятельств, временно нести полномочия Заместителя Первоиерарха РПЦЗ – впредь до избрания новаго Заместителя Зарубежной Церкви сохранившими верность Православной вере архиереями – завещается Епископу Каннскому Варнаве»

Приложения

1)

Уважаемый Петр Николаевич!

На Вашем узле по адресу:  http://www.russia-talk.com/otkliki/ot-213.htm опубликовано "письмо" Митрополита Виталия архиеп. Лазарю от 26 фев./11 марта 2002 г. о якобы благословении Первоиерарха на совершение епископских хиротоний в России. О таком письме мне приходится слышать впервые. На мой взгляд это является фальшивкой и провокацией, потому что вопрос об административном положении в России входит в компетенцию только Архиерейского Собора (а не отдельного епископа даже в сане Митрополита), о чем неоднократно говорил сам Митрополит Виталий.

Петр Николаевич, у меня к Вам большая просьба: пришлите, пожалуйста, оригинал (факсимиле) этого письма.

Заранее Вам благодарен.
 +Епископ Владимир
Мансонвилль, Канада
6/19 апреля 2002 г.

От редакции. Просимое факсимиле было выслано по получении данного письма утром 19 апреля 2002 г. по нью-йоркскому времени.

-----------------------------------------------------------

Вернуться к началу

2)

Канны, 4/17 марта 2002 г.
Преп. Герасима Иорданского

Ваше Преосвященство,
Дорогой о Господе Владыка Владимир!

После нашего телефонного разговора, хочу подтвердить и уточнить высказанное мною Вам свое непреклонное решение относительно предоставления Владыкам Лазарю и Вениамину полномочий для совершения епископских хиротоний двух кандидатов в России.

Этот проект не соответствует, на мой взгляд, интересам нашей Свободной Русской Православной Церкви и, в частности, я категорически возражаю против хиротоний, совершаемых Вл. Лазарем, так как он засвидетельствовал себя многократно своим совсем неожиданным поведением.

После Вашего настоятельного ходатайства за прием в лоно нашей Церкви Преосвященных Лазаря и Вениамина, в первых числах января 2002 г., я согласился на их прием с условием, что им будут предоставлены определенные и ограниченные полномочия в новой церковной организации. Вы меня тогда сильно озадачили, когда запросили для них расширенные полномочия, в частности предоставление Вл. Вениамину права приема переходящих от ушедшего в раскол епископа Евтихия, т.е. полномочия фактически на всю Россию. Я Вам тогда ответил письмом следующего содержания :

"Нужно приостановить намеченную организацию с Владыками Лазарем и Вениамином. Сейчас ведется разработанная акция для уничтожения нашей Церкви, в которой участвуют, по неволе эти преосвященные. Поэтому их нужно держать в самых ограниченных правах. Наоборот, как заместителю Митрополита Виталия мне необходимо предоставить широкое попечение о России".

Владыка святый, Вы или не обратили внимания на эти слова, или же мне не поверили и, по-видимому, продолжали благоволить к преосвященным Лазарю и Вениамину, вплоть до проведения их проектов о российских хиротониях.

 Поэтому желаю Вам напомнить, Владыка святый, следующие моменты из недавней нашей истории.

26 октября 2001 г. Преосвященные Лазарь и Вениамин обратились ко мне, по явному ходатайству Вл. Лавра, с целью убедить меня в необходимости "для церковного мира" явиться по вызову на архиерейский суд : "Мы очень обеспокоены положением дел в России после Послания Сербскому Патриарху и   Резолюции Собора 2000 г., однако Вл. Гавриил заверил нас, что Архиереи считают эти документы ошибкой и собираются их пересматривать. Но сначала они хотят закончить Ваше дело и очень огорчены Вашим отсутствием, так как в случае Вашего неприезда в ближайшие дни могут быть наложены прещения" 

Посудите, Владыка, преосвященные Лазарь и Вениамин призывали меня к признанию Власти Собора 2001 г, для собственного уничтожения всей моей борьбы за церковную Правду, нарушенную на Соборе 2000 г. Выступая даже в противовес Заявлению Вл. Митрополита от 5/18 октября, характеризовавшего этот Собор "собранием безответственных", и предлагая ложь Вл. Гавриила за чистую монету. Они себя намеренно ставили в положение выжидания, других же толкая в ров. Если бы эти их чаяния исполнились, возрождения нашей Церкви не состоялось бы.

Следует также напомнить, что Владыка Митрополит еще до возрождения нашей Церкви назначил меня своим заместителем. Что новый Архиерейский Собор с участием Вл. Митрополита и Вл. Сергия возвел меня в сан Архиепископа Каннского и Европейского, т.е. с полномочиями над всей европейской Россией. И что Вл. Митрополит благословил меня принимать под его омофор приходы вне территории моей обозначенной компетенции.

Что же получилось и как это получилось, что последующий наш Архиерейский Собор, с участием новых преосвященных Еп. Варфоломея и Вас, Владыка, как бы перекрыл решение Собора 5 ноября, принимая в общение Владык Лазаря и Вениамина в первых числах января с.г.? Где об этом определение? И как же я больше не «Российский» оставаясь «Европейским»? Или я больше не «Европейский», как это было решено в крайней нужде?

Теперь ближе к действию Вл. Лазаря, после того как он примерно два месяца находился вне нашей Церкви, тогда как десятки священнослужителей уже вошли в лоно Ея (находящиеся в составленном нами Списке), и я им выдавал необходимые для властей соответствующие свидетельства.

Вл. Лазарь приступает ныне к административно санкциональным действиям для возвращения утраченных им приходов и издает Указы для «духовенства Воронежской, Курской, Тамбовской, Белгородской, Харьковской, Одесской и других вверенных мне областей».

Позвольте задать вопрос : когда эти области были ему вверены в нашей Церкви?

Далее, в своем Указе от 6 февраля 2002 г. Вл. Лазарь, применяя Каноны не дозволяющие «епископу простирать власть на людей подчиненных другому епископу», объявляет Указ от 3/16 декабря 2001 г. подписанный Преосвященным Варнавой незаконным. «Ссылка же на соборное архиерейское определение абсолютно неканонична, так как соборное определение на право обладания моей канонической территорией должно было быть подписано мною».

Позвольте спросить : как оно могло быть подписано им, когда он появился в нашей Церкви только в конце декабря 2001 г., а наша Церковь имела свой Архиерейский Собор уже за два месяца примерно до того (5 ноября 2001 г.)?

Вспомните, Владыка, как в этом промежутке времени, постоянно поступали к нам сведения о том, что Владыки Лазарь и Вениамин помышляют об автономии с ссылкой на Указ № 362.

По всей вероятности эти их намерения и исполнились бы, если наша Церковь не возродилась и не заняла бы их «территории» и не покинули бы их многие священнослужители.

Чтобы не выглядело такое размышление голословным, обратимся к письму, адресованному Преосвященными Лазарем и Вениамином к Владыке Митрополиту 21 января 2002 г. Оно следовало за Вашим письмом к Вл. Вениамину, в котором Вы сообщали, что «окончательное решение вопроса об административном управлении в России (по единодушному мнению Вл. Митрополита и всех Преосвященных нашей Церкви) может быть принято только на предстоящем Архиерейском Соборе». В своем Вам ответе Вл. Вениамин писал : «Высылаю Вам текст совместного Обращения Вл. Лазаря и мое по поводу перехода на самоуправление, в рамках Указа Патриарха Тихона № 362, к предстоящему Собору». В заключение этого Обращения Владыки Лазарь и Вениамин писали : «Мы, Российские преосвященные, на основании Указа №362 от 20 ноября 1920 года св. Патриарха Тихона, в связи со сложной обстановкой в РПЦЗ, на основании неоднократных обращений Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия к Собору Преосвященных, в 1998 г. и в 2000 г. (чему мы были свидетели), а также, в связи со всем вышеизложенным, просим, ныне законно действующего митрополита Виталия, о временной административно-канонической самостоятельности».

Прошу, Владыка, отметить, в данном случае, несостоятельность ссылки на Указ Патриарха Тихона, которую можно было бы оправдать только в случае полного разгрома Управления нашей Церкви, и также несостоятельность ссылки на обращения Первоиерахра о представлении самостоятельности Российским Преосвященным, состоявшимися в условиях радикально отличавшихся от настоящих условий.

Я предполагаю, Владыка, что Российские Преосвященные не получили удовлетворения на их прошение о предоставлении им самостоятельности, иначе Вы бы не просили моего согласия для архиерейских хиротоний, совершаемых Преосвященными Лазарем и Вениамином.

В результате, я принципиально не согласен на предоставление Вл. Лазарю и Вениамину определенных административных прав до разрешения этого вопроса на Соборе, и я не благословляю предоставление им временной автономии, да еще с ссылкой на Указ 362 св. Патриарха Тихона, я не благословляю представляемую просьбу для совершения ими двух хиротоний в России, и протестую против административных действий Вл. Лазаря, пренебрегая подписанным мною Указом от 16 декабря 2001, в то время когда Вл. Лазарь еще не мог себя определить по отношению к неожиданному для него возрождению нашей Церкви.

В силу вышеизложенного, и обращая против нынешних церковно-административных действий Вл. Лазаря все Каноны, выставленные им в ответ на мои канонические действия в России с ноября месяца 2001 г., я считаю самым необходимым для церковного благоустройства в России определение Вл. Лазаря на покой на будущем Соборе.

Конечно после этого произойдет все на подобие уже бывших событий. Сформируется нечто вроде РИПЦ. Так или иначе все к этому идет, мы не можем закрывать себе глаза, а я содействовать этому не намерен.

Прошу, Владыка святый, Ваших святых молитв.

Varnava.gif (1693 bytes)

Копии:
Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию
Преосвященнейшему Владыке Сергию
Преосвященнейшему Владыке Варфоломею 

-------------------------------------------------------

Вернуться к началу

3)

Канны, 1/14 апреля 2002 г.
Преп. Марии Египетской

Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию,
Первоиерарху Русской Православной Церкви Заграницей

Ваше Высокопреосвященство,
Высокопреосвященнейший Владыка Митрополит

Покорнейше прошу Вас приостановить созыв Собора, намечаемого на 27 мая, по следующим причинам.

Помимо затруднений чисто практического характера, в связи с судебными делами в нашей епархии, административными и финансовыми осложнениями для приезжающих представителей духовенства, особенно из России, основная причина, побудившая меня на этот решительный шаг, основывается на создавшемся нездоровом положении для нашей Церкви, в связи с принятыми позициями преосвященными Лазарем и Вениамином.

Владыка святый, Вы знаете лучше всех, как мы боролись за сохранение и возрождение нашей исконной Русской Зарубежной Церкви. Не только за себя боролись, а за всех тех, верных чад нашей Церкви в отечестве и в рассеянии сущих, не принявших апостасийного уклона Нью-йоркского Синода, и возлагавших на нас свои чаяния.

После Вашего, Владыка, мужественного Заявления в октябре месяце и вслед за ним хиротонии первого епископа в нашей возрожденной Церкви, Вл. Сергия, многие священнослужители и миряне со всех концов России потянулись к нам.

Гораздо позже обратились к нашей Церкви Владыки Лазарь и Вениамин. Мы их приняли в наше общение запросто и без рассуждения. Как будто их воссоединение было совсем естественным явлением.

Пересматривая, на досуге, совершившееся в связи с развивающимися вслед за ним событиями, я стал озабоченным о судьбе нашей Русской Церкви.

Вл. Владимир утверждает, что преосвященные Лазарь и Вениамин всегда были в нашей Церкви. Но это совсем не так.

К Нью-йоркскому октябрьскому Собору они меня письменно уговаривали явиться, что означало подчиниться отступническому Собору и принять от него наказание.

Эти преосвященные участвовали на этом Соборе, как активные члены, чрез телефонную связь; в том же порядке они участвовали и в выборах нового митрополита.

Впоследствии, в течение полутора месяца, они пребывали в неопределенном положении относительно своего церковного будущего, тогда как большинство из их священнослужителей их покинуло. По нашим сведениям вырисовывалась у них перспектива самоопределения на основе Указа 362..

И когда мы стали организовывать церковную жизнь в России без них, временно на основе благочиний, с перешедшими под наш омофор священнослужителями, из бывших у владык Евтихия, Агафангела, Лазаря и Вениамина, тогда только обратились в нашу Церковь преосвященные Лазарь и Вениамин, утерявшие, к тому времени, большую часть своего духовенства.

Для определения этим преосвященным административных полномочий в России было принято решение на малом архиерейском совещании (18/31 января) о созыве Собора с участием представителей из клира на 27 мая 2002 г. В этом решении я не участвовал.

В осмыслении всего происшедшего, выступают такие события, как :

- угрозы канонических прещений со стороны Вл. Лазаря и Вл. Вениамина в отношении к отшедшим от них священнослужителям, что уже привело к уходу некоторых к разным грекам,

- их ходатайство о предоставлении им автономной администрации в России,

- объявление Вл. Лазарем моего Указа 3/16 декабря, о принятии священнослужителей, как недействительным на его «территории», тогда когда он, Вл. Лазарь, находился в неизвестном положении,

- ссылка его на якобы Ваше, Владыка, благословение принимать под свой омофор переходящих священнослужителей от еп. Евтихия и Агафангела, и

- ряд других событий в том же порядке.

Посему, мое глубокое убеждение, что при таких общих тенденциях в нашей Церкви созыв Собора на 27 мая является неблагожелательным. Неопределенность положения в России, созданное деяниями и проектами преосвященных Лазаря и Вениамина, вплоть до взрывчатого положения, грозит окончательному упразднению нашей законной 1000 летней Русской Церкви. Не говоря о том, сколько еще священнослужителей уйдет от Русской Церкви в небытие или в другие национальные Церкви.

По всей вероятности Владыки Лазарь и Вениамин сами решатся, как давно об этом мечтают, на автономную церковную организацию, ссылаясь на Указ 362. Но да не произойдет эта противоестественная организация с нашего благословения, как некое самоупразднение и предательство перед Россией. Есть полная уверенность, что, подготовив «голоса» российского духовенства на Воронежском совещании 17 апреля, они на Соборе этого добьются и даже большего.

Во избежание нового раскола в нашей Церкви, еще раз настоятельно прошу Вас, Владыка святый, не созывать Собора в таких роковых обстоятельствах.

Varnava.gif (1693 bytes)

Копии: Преосвященным
- Сергию, епископу Мансонвилльскому
- Владимиру, епископу Сакраментскому
- Варфоломею, епископу Гренадскому

Вернуться к началу

---------------------------------------

  Rambler's Top100  TopList