Получено 23 декабря 2001 г. Для удобства читателя в авторский текст редакция добавила ссылки на относящиеся к предмету обсуждения документы и/или события.

Оглавление

-----------------------------------------------

По поводу "Послания о нестроениях" ...

Недавно, канцелярией епископа Амвросия, всем священнослужителям бывшей Западно-Европейской Епархии стали по почте рассылаться разные документы, принятые октябрьским собором РПЦЗ 2001 г. Те же самые конверты, не без задней мысли, широко отправляются на имеющиеся адреса людей, принадлежащих к приходам, не принимающих самого епископа Амвросия в качестве епархиального архиерея.

Не мудрено понять, с какой целью это делается: попытаться лишний раз доказать "бунтовщикам" (как он их называет) всю правомочность соборных решений, как 2000-го так и 2001-го годов и, заодно, ознакомить их с решениями "Церковного Суда" относительно их священнослужителей. В нашей статье "О мире в РПЦЗ" мы дали характеристику этому новому Нюрнбергскому трибуналу, по одному своему составу лишающемуся всякой серьёзности, не говоря уже о том что духовенство, находящееся под омофором Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия, никак не подведомственно тем, кто от него откололся и пребывает в своей структуре. Это уж слишком напоминает прещения Сергия Страгородского своему бывшему учителю Блаженнейшему Митрополиту Антонию и прочему зарубежному духовенству.

Но среди полученных разных бумаг, нас крайне поразила одна, помпезно озаглавленная: "Послание пастве РПЦЗ о церковных нестроениях". Стали читать и глазам своим не верим: мало того, что само изложение и стиль скорее напоминают прозу школьника-подростка, нежели соборное архиерейское обращение, но пестрит оно таким несметным количеством грамматических и орфографических ошибок, что всех не сосчитать и не знаешь, что думать... С каждым из нас бывает, что не замечаем собственные погрешности в правописании, мы сами этим грешим, но, как говорится, всё в меру, всему есть предел! Предоставляем сие странное послание на усмотрение каждого в факсимильном виде. Читая текст, нельзя не согласиться со сказанным в нём: "Наши культурные заграничные силы очень поредели ...".

Другое обстоятельство удивляет и настораживает. Несмотря на то, что послание величественно начинается со слов "Мы, архиереи РПЦЗ, собрались на внеочередной Собор Епископов почти в полном составе...", в конце не имеется ни одной подписи, ни одного имени. Мы уже отмечали нечто подобное с Синодальным посланием от 30 ноября/13 декабря 2001 г. и задавали себе вопрос – не анонимка ли? Правда, задним числом появились имена членов Синода. Произойдёт ли то же самое в данном случае? Мы тщетно искали (может быть плохо) и нигде ничего не нашли, что могло бы подтвердить подлинность этого послания. Невольно возникает сомнение: неужели кто-то выдаёт собственное изобретение за соборное мышление?

Тем не менее, даже если имеем дело с подделкой, в этом тексте приводятся некоторые самые распространённые утверждения РПЦЗ(Л), поэтому воспользуемся случаем, чтобы на них ответить и рассеять возможные сомнения.

Начинается с очередного повторения, ставшего (для них) официальным изложением причин и обстановки снятия Владыки Митрополита Витадия с Первоиераршего положения: Владыка, мол, добровольно сам попросился выйти на покой и потребовал "запротоколировать" (если даже это имело какое-либо отношение к действительностьи, думаем, что Вл. Митрополит просил бы "внести в протокол") своё заявление, которым заранее фактически объявляет, что все его постановления и указы не имеют отныне никакого значения для Церкви! Мы-то знаем, да и все знают, в какой позорной обстановке, с применением грубости и с криками, после тройного торжественного отказа, было наконец выкрадено согласие старца-Митрополита – отчего он скоро отказался – на самом кануне лицемерного празднования его архиерейского юбилея. Но понятно, почему зачинщики церковного переворота так настаивают на своём изложении фактов: ведь на этом основывают они всю свою последующую легитимность, тогда как именно с этого дня все их решения понятно ставятся под вопрос, а Собор их по праву именуется разбойничьим.

Затем идёт другое столь же неправдоподобное бесхитростное утверждение: никто никогда церковного курса не менял, с МП объединяться никто и не мыслит, оказывается даже, что такой вопрос никогда и никем "не подымался и никто не собирается подымать его". Как же этому не поверить, когда это вам так откровенно говорят и затем подкрепляют множеством доказательств, с которыми трудно не согласиться, как например то, что несмотря на падение советской власти, сергианство всё ещё тут, и останется пока не будет недвусмысленно осуждено!

Некоторые с удивлением, и даже с возмущением, нам говорят: что вам ещё надобно, как можете упрекать наших архиереев в пособничестве сергианству? Ответ простой: как писалось в нашем Епархиальном каннском послании – мы устали от укоренившегося двойного языка, его никогда не было и не должно ему быть места в Зарубежной Церкви. На самом деле, когда и во что же народ должен верить? Когда утверждают, что декларация Сергия "перечёркнута" благодаря "новой социальной концепции", или же когда здраво сомневаются в том, что сергианство могло уйти вместе с создателями его?

Стоит вспомнить как критиковали, возмущались, подтрунивали над тем, что некоторые Архиереи имели мужество снять свои подписи, необдуманно поставленные под посланиями 2000-го года! Но мы безусловно верим, что тогда ими была искренне осознана ошибка, они в ней признавались и осуждали то, во что подписью будто верили. А тут – НИЧЕГО подобного! Говорят одно, в течение двух последующих Синодов полностью подтверждают и вновь торжественно под тем же расписываются, на основании этой исповедуемой ими "незыблемой истины" запрещают целый ряд несогласных священнослужителей, и ВДРУГ, с одинаковой кажущейся искренностью, утверждают противоположное, НИ СЛОВОМ не обмолвившись о том, что ошибались и этим вводили паству во искушение.

То есть, не будь сказано в обиду, но это именно то, в чём РПЦЗ всегда упрекала, и мы продолжаем упрекать, МП. Мы ничуть не верим и не можем верить, когда ТЕ ЖЕ САМЫЕ люди в течение десятилетий богохульствуют на святых Царственных Мучеников, а затем, как ни в чём ни бывало, торжественно их прославляют. Тогда как такое "прославление" рассматривается нами, как ОСКВЕРНЕНИЕ, Собор и за ним два Синода приказывают таковому радоваться и приветствовать доброе намерение ...

Как охарактеризовать последнюю часть послания? Чтобы не сказать большего – полным недоумением ... Прислушаемся: "В чём конкретно вы нас обвиняете? ... В чём бы мы могли перед вами согрешить? ... На все мнимые тревоги постоянно целый год отвечали". Излюбленная тема Вл. Марка – "мы недопоняты", когда на самом деле – слишком всё понятно. Последнее приведенное утверждение, пожалуй, самое, выражаясь мягко, странное! Ведь в течение целого прошедшего года просили, умоляли, писали, обращались, выражали даже готовность идти на дорого стоящие уступки ради лелеянной мечты – по церковному уладить, разрешить кризис, возникший в нашей Епархии по вине неправильного соборного решения. До сих пор храним две целые папки, в которые стоило бы заглянуть, чтобы убедиться в правоте вышесказанного. Проще простого. Нужно было только проявить желание найти выход из кризиса, но нет – ни одно наше обращение не было удостоено вниманием, предпочтение было отдано упорству и расправе.

"Ваши архипастыри ... отвечают за свои епархии перед Богом и Архиерейским Собором за свои поступки". Никто из нас не забывает о том, что не только архиереи, но и все мы будем перед Богом отвечать за свои поступки, за стояние, за малодушество, как и за вольные и невольные передержки.

Зато куда легче по-видимому даётся ответ перед Архиерейским Собором! Возьмём всего лишь три примера и отметим, что в данном случае правильнее было бы говорить о ПРОступках, нежели о ПОступках.

Итак, чем поплатились :

- Вл. Марк? Бриллиантовым крестом на клобук!

- Бывший епископ Михаил, который, как хотят нас уверить, столь безоговорочно осуждён в последнем синодальном обращении? Как удачно было сказано, направив его в Свято-Троицкий монастырь, он был наказан, как пойманная щука, которую вновь бросают в море! Он просто на время снят с того места, где он оскандалился. Уточним, что наказан он не за свои повторные преступления против законного Первоиерарха, а за то, что скандально не справился с синодальным поручением и тем самым всех и вся опозорил. Впрочем, лучшим доказательством того, что он всё находится в милости у своего Синода, то что предпринятые им судебные дела не только не остановлены, а продолжаются и даже ОЖЕСТОЧАЮТСЯ. Безумию нет предела. Интересно было бы знать – правда ли, что он преспокойно архиерейским чином продолжает служить в Джорданвилльском монастыре?

- Вл. Амвросий? Это самый забавный пример, на котором можно проверить всю соль указанного изречения им самим разосланного послания! Одного только не хватало: наградить его архиепископским саном за усердное служение св. Церкви и исправное ведение епархиальных дел. Но и это, возможно, не за горами.

На словах можно подумать, как пытаются нас уверить, что курс выпрямлен в области сергианства и скольжения в экуменизм. Хотелось бы верить тому, что, выражаясь словами Вл. Марка, он и его единомышленники поменяли розовые очки на чёрные и стали наконец здраво смотреть на действительность. Но для этого – одни слова далеко недостаточны.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Лион – Франция
7/20 декабря 2001 г.
Св. Амвросия Медиоланского

Вернуться к началу

 

----------------------------------------------------

  Rambler's Top100  TopList