Оглавление

 Обращение Омского духовенства.

Праздник Введения во Храм Пресвятыя Богородицы

Преосвященнейшие Владыки, Всечестные отцы, братия и сестры!

Ознакомившись с посланием Архиерейского Собора РПЦЗ от 14/27 октября 2000 года, мы, как члены Соборной Церкви Христовой, не можем оставаться безгласными равнодушными участниками в Ее путях. Мы считаем, что "Послание" должно быть немедленно отозвано и отредактировано в духе традиций РПЦЗ. Если Собор считает, что пришло время пересматривать отношения с МП, то такое решение должно приниматься на Всезарубежном Соборе клира и мiрян РПЦЗ. До такого Собора, Зарубежная Церковь должна идти по пути, определенному предыдущими Всезарубежными Соборами.

За 10 лет существования приходов РПЦЗ на территории России мы, Божьей милостью, имели возможность достаточно серьезно ознакомиться со славной и сложной историей нашей Зарубежной Церкви, Ее твердым стоянием в Истине Православия. Многие богословы Зарубежья, включая всех наших Первоиерархов, Митрополитов Антония, Анастасия, Филарета и ныне здравствующего Виталия, и такие светильники-мыслители, как вл.Аверкий, Никон, архим.Константин и другие, с огромной болью и тугой сердечной писали и говорили о том, что происходило и происходит ныне в страждущей стране Российской. Конечно, это касалось и порабощенного церковного народа, находящегося под жуткой и безчеловечной коммунистической властью с одной стороны, а с другой – под духовным гнетом порождения сергиевского "синода" и И.Сталина – беззаконной московской патриархии.

Церковное сознание единомысленно говорило о том, что МП является уродливым, неканоничным образованием, паразитирующем на теле подъяремной Церкви, и что нас разделяют не просто какие-то внешние, отступления сергиевской иерархии, но сам дух порабощения Христовой правды в угоду сильнейшей, на данный момент, власти.

Времена меняются. На развалинах "развитого социализма" в Российской Федерации медленно, но верно вырастает очередной монстр – бездуховное купи-продажное русскоязычное общество "не помнящих родства иванов". Не меняется только суть и дух патриархии. Нет, внешне все достаточно благопристойно, купола заблестели золотом, наполнился воздух колокольным звоном, по всей стране ударно возводятся храмы, кое-где появилось много достойных уважения священников и мiрян, искренно радеющих о Православной вере и благочестии. Есть, впрочем, и обратные примеры. Но не о них сейчас речь. Речь – о нас.

Некоторое время назад на вопрос: "Что нас разделяет с МП?" мы стали отвечать стандартной фразой : "1. Сергианство, 2. Непризнание Новомучеников и 3. Экуменизм". И везде и всюду твердили это, как заклинание, подобно, как пушкинский Герман про свои "три карты" : "Сергианство. Канонизация. Экуменизм… Сергианство. Канонизация. Экуменизм…". И как-то постепенно стали забывать про лживый, антихристовый дух этой организации, сводя все наши различия исключительно к исполнению означенных требований. Но ведь дело-то совсем в другом; формальное, механическое принятие этих условий – далеко еще не является основанием для сближения с МП!

Простите нам это нецерковное "игорное" сравнение, но вот, кажется, мы отыграли две своих "карты": патриархия - как бы - прославила Царственных Мучеников (хотя и с недопустимыми, на наш взгляд, оговорками) и - как бы - отказалась на словах от сергианства… И сразу же за рубежом – буря радости, ликования: ура, мы выиграли! Однако, радость эта преждевременна. Как это ни печально, мы имеем дело не с честным игроком, а с опытным шулером, который сперва заманит простака крупным выигрышем, а потом обдерет его, как липку. И, подобно шулеру, патриархия использует сейчас крючок относительно "легких побед" и "триумфальных шествий" для подавления и подчинения себе того, что мы так долго строили с вами – нашей Зарубежной Церкви, в том числе Ее Российских приходов. И речь у нас не о том сейчас, чтобы "отыграть" нашу "последнюю карту" - экуменизм. Речь о том, чтобы не проявлять безпечности, и вообще не садиться играть в азартные игры с проверенным временем мошенником, пусть даже он перед тем клятвенно заверил вас, что вот уж теперь больше никогда и ни за что не будет обманывать!

Разумно ли для опытных духовных лиц, которые, по роду своей деятельности, постоянно сталкиваются с многоразличными людскими грехами, вдруг выражать бурную радость по поводу слов постоянно лгущего человека? Даже если допустить, что человек на самом деле исправился, покаялся, необходимо (и это будет очень даже по-церковному!) назначить ему определенную епитимью, время на испытание искренности его намерений. Иначе можно не только не помочь кающемуся преступнику, но и погубить все его добрые начинания, да и самому погибнуть.

Уже сейчас в России и за рубежом из-за одного только текста "Послания" начались очевидные нестроения в церковной жизни. Можно по-разному к ним относиться, но ясно одно – принятие "Послания" послужило и может еще послужить в дальнейшем толчком к серьезнейшему расколу, в котором РПЦЗ потеряет преданнейших Ей людей! Не слишком ли это дорогая цена за призрачное сближение с МП? Да и останется ли РПЦЗ к тому времени Той самой, славной Зарубежной Церковью, какой мы Ее все знали до сих пор?

Однако, за границей бурное ликование продолжается, и уже создана "Комиссия по единству Русской Церкви" (как будто Русская Церковь до того была разъединена!). Таким образом, Собор высказался за то утверждение, что Московская патриархия – есть "часть Русской Церкви". Надо признать, что такое утверждение мы слышим от Собора впервые. И здесь кроется, на наш взгляд, очень серьезная вещь: вопреки собственным же утверждениям, Архиерейский Собор РПЦЗ, признав Московскую патриархию Церковью, изменил курс нашего Церковного корабля, которым Зарубежная Церковь следовала 80 лет! Итак, та же самая организация, которую свв.Новомученики и Исповедники побрезговали называть Церковью под пытками и перед лицом смерти, теперь называется так абсолютно свободными людьми, которым не угрожает ничего, кроме, разве что, отнятия земных храмов да потеря престижа... Не есть ли это с нашей стороны добровольный отказ от подвига прославленного нами сонма святых, отказ от сегодняшнего исповедничества?

Как бы то ни было, вопросы такого масштаба должны решаться на Всезарубежном Соборе.

Примечательно, что среди радетелей сближения РПЦЗ и МП, подавляющее большинство – именно жителей Разсеяния, это люди, которые служили, служат и, при любом исходе событий, будут благоуспешно служить на сытых приходах за границей. Мнение и положение страждущей и гонимой на своей же Родине Российской паствы их попросту не интересует. Отчего так происходит? Неужели нас, "российских зарубежников", попросту принесут в жертву ради земного благополучия? – и кто принесет! – собственное священноначалие, те, кому мы верили безоговорочно, на кого надеялись, и за кого так трепетно молились все эти благословенные 10 лет…

В истории этого века уже были примеры, когда благополучный Запад бросал Россию на произвол судьбы, на заклание лютым врагам: это – и предательство Антанты в Гражданской войне, это – и выдачи эмигрантов и казаков в конце 2-й Мiровой (наподобие трагедии в Лиенце). Тяжко об этом думать, но сейчас мы, похоже, стоим перед возможной третьей сдачей… Что ж, пусть те, кто это делают, делают скорее. Но и пусть имеют ввиду: все, это – последняя сдача. Здесь наши пути разойдутся окончательно, и больше мы им не поверим никогда.

Аминь.

Иерей Василий Савельев
Иеромонах Тихон (Пасечник)
Иподиакон Виктор Заводов
и др.

Rambler's Top100  TopList