Получено 14 сентября 2001 г. в ответ на Совещание представителей российских приходов РПЦЗ, состоявшееся 4-5 сентября 2001 г. в г. Воронеж в храме Иконы Божией Матери «Взыскание погибших», в присутствии Иконы Божией Матери Иверской (список с Иконы Иверской-Монреальской, написанной мучеником Иосифом). После заявления, озаглавленного "Позиция Дальневосточного Благочиния", присланного чтецом Александром, приведен комментарий на него протоиерея Вениамина Жукова из Франции. В авторский текст редакция, для удобства читателя, добавила ссылки на соответствующие документы и события.

Члены РПЦЗ могут поддержать позицию, определённую Совещанием представителей российских приходов РПЦЗ, заполнив и прислав форму, находящуюся ЗДЕСЬ.

20 сентября 2001 г. редакция получила письмо от священников Димитрия Каплуна и Валерия Паташенко из Биробиджана с заявлением, что приведенное ниже Заявление отражает взгляды не всего Дальневосточного благочиния, частью которого они являются, а только лишь "Владивостокского духовенства". Соответственно, редакция меняет название.

Оглавление

-------------------------------------------------

Позиция Владивостокского Духовенства

"Да избавит нас Господь от настоящаго века лукаваго". (Галат. 1, 4).

Дорогие о Господе всечестные отцы, братья и сестры!

Дальневосточное Благочиние весьма далеко находится от центра России и это расстояние сказывается на неведении православных: что же происходит в Приморье и "кого они поддерживают?". Совсем недавно прошло Всероссийское совещание, благочинный иеромонах Анастасий (Суржик) не смог из-за неимения средств (расстояние не маленькое) и времени -- приехать на совещание, но выразил своё единодушие с составленным посланием и попросил поставить и свою подпись, если это возможно.

От Владыки Евтихия благочинный получил "Циркулярное оповещение" от 9/22 июля 2001 г. Оповещение посеяло в сердцах и умах скорбь и смущение, смутило требование изменить литургическую форму возношения имени первоиерарха, присоединяя к нему имя его заместителя. Решено было провести Собрание прихожан "Свято-Евсевиевского прихода г. Владивостока". Всё присутствующее духовенство и миряне возмущены новым курсом большинства Архиереев РПЦЗ. Прихожане понимают, что наш Первоиерарх имеет преклонный возраст и, естественно, связанное с этим возрастом недостаточно крепкое здоровье. Поэтому нельзя отказать Первоиерарху в законном желании уйти на заслуженный отдых. Но, его уход на покой должен совершаться строго в соответствии с Церковными Канонами. В параграфе 8 "Положения о Русской Православной Церкви Заграницей" сказано, что Первоиерарх избирается Собором пожизненно. То есть никто кроме Архиерейского Собора не может отпустить Первоиерарха на покой и избрать нового Первоиерарха. Об этом же говорится в параграфе 14 названного "Положения". Как следует из параграфа 16, Собор также избирает в помощь Первоиерарху двух его заместителей. В случае болезни и невозможности Первоиерарху исполнять свои обязанности, как следует из параграфа 21, его заместитель исполняет административные обязанности и председательствует в Синоде. Об этом совершенно справедливо сказано в п.1 "Акта Архиерейского Синода" от 10 июля 2001 г. Но нигде, во всем "Положении о РПЦЗ", не сказано о том, что имя заместителя должно возноситься за Богослужениями. В параграфе 34 говорится: "Имя Первоиерарха возносится за богослужением во всех храмах РПЦЗ перед именем местного правящего архиерея". Поэтому требование возносить перед именем правящего архиерея имя второго первоиерарха, заместителя, всех прихожан повергает в сильное смущение, так как в Церкви может быть только один Первоиерарх. Об этом говорит и 34 правило Святых Апостол: "Епископом всякого народа подобает знати первого в них, и признавати его яко главу". Если б Первоиерарх умер, то тогда, естественно, нужно возносить имя его заместителя, а поскольку Слава Богу, наш Первоиерарх жив и новый Первоиерарх не избран законным путем, недопустимо изменять Литургическую форму возношения имени Первоиерарха.

Насколько известно, впервые практику возношения имени заместителя при живом Первоиерархе ввёл митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 г. после создания своего неканонического Синода. Хотя в первый период своего управления Церковью в должности заместителя в 1926 г. он не требовал возносить своего имени после имени Первоиерарха. Причем, требуя возносить свое имя, митрополит Сергий не дал никаких канонических обоснований этого требования, а лишь объяснил его церковной пользой для отличия своих последователей от григорьевцев, которые также возносили имя Первоиерарха митрополита Петра (Полянского). Как известно, эта неканоническая практика митрополита Сергия привела к очень печальным последствиям. В Церкви появились "непоминающие", которые составили оппозицию митрополиту Сергию, его неканоническому Синоду и всей его раскольнической, антицерковной политике. И не только в России, но и за границей наш Архиерейский Собор в 1927 г. отверг эту сергианскую практику вместе с предательской "Декларацией". В своем определении Архиерейский Собор РПЦЗ постановил: "Прекратить сношения с Московской церковной властью ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения её безбожной советской властью".

И вот "Циркулярное оповещение" требует ввести в нашу Литургическую жизнь сергианскую практику возношения имени заместителя при живом Первоиерархе. Проникновение сергианства в Литургическую жизнь наших приходов и общин, несомненно, приведет к нарушению Церковного мира, разделениям, умножению лжи и лукавства, то есть к углублению апостасийных процессов в нашей Церкви. Все это и вызывает в сердцах и умах прихожан скорбь и смущения. Собрание написало прошение Его Преосвященству, Преосвященнейшему Евтихию, где почтительно испрашивает отменить "Циркулярное оповещение" от 9/22 июля 2001 г. ради сохранения Церковного мира. Собрание не пользовалось никакими злонамеренными источниками, "распространяющими всякие искажения и кривотолки" по интернету, как об этом предупреждает "Послание Архиерейского Синода РПЦЗ" (без даты), а исключительно теми официальными документами, которые были получены от Епископа Евтихия по почте.

На недавно прошедшем престольном празднике св. благ. Александра Невского, иеромонах Анастасий в своей проповеди призвал усердно молиться за тот остаток Архиереев (во главе с Митрополитом Виталием), которые не поддаются влиянию духа апостасии, а смело противостоят ей.

Хочется закончить словами Великого пастыря нашей Церкви, Владыкой Аверкием, читающий да разумеет:

"И самые эти мнимые 'служители церкви' и их защитники – это поистине лукавнейшее из всех лукавств нашего времени! И притом самое для нас страшное, ибо касается оно важнейшаго для нас дела – дела спасения, спасения душ. Много изобрел враг рода человеческаго лукавств с целью уловления душ человеческих в свои сети, лукавств чрезвычайно разнообразных всякого рода, но это, пожалуй НАИВЫСШЕЕ его 'достижение', О КОТОРОМ И ДУМАТЬ ЕЩЁ СОВСЕМ НЕДАВНО БЫЛО НЕВОЗМОЖНО, настолько оно ДИКО И ЖУТКО."

чтец Александр Игнатенко
г. Владивосток, РПЦЗ
14 сентября 2001 г.

-----------------------------------------------

Комментарий протоиерея Вениамина Жукова (Франция)

Дорогой Александр!

Спаси Господь за описание вашей духовной брани. Спаси Господь о. Анастасия, желаю ему крепости и терпения в наши лукавые дни. Теперь Архиеп. Аверкий совсем стал пророком. Я-то пришёл к ЗЦ (из Парижской Церкви) примерно 40 лет назад по прочтении сего мудрого руководителя.

Добавлю еще из писем (из Соловков) архиеп. Илариона Троицкого по поводу Декларации м. Сергия: "Дорогой друг мой! Под впечатлением Вашего тревожного письма от 2/15 октября я заглянул в свою записную тетрадь, припомнив, по ассоциации с предметом Вашей тревоги, некоторые сравнительно давнишние свои заметки в ней. Вот что было набросано мною под 18 февраля (3 марта) 1924 г. : "Может быть скоро мы окажемся среди океана нечестия малым островком. Как постепенно подкрадывалось и быстро совершалось падение самодержавия и изменился лик русской государственности, таким же образом происходит и может быстро совершиться реформационно-революционный процесс в нашей Церкви. Картина церковных отношений может вдруг видоизмениться, как в калеидоскопе. Обновленцы могут вдруг всплыть, как правящая в России "церковная партия", причем противников у нее может оказаться очень немного, если открытые обновленцы и скрытые предатели поладят между собою и совместно натянут на себя личину каноничности. Конечно, можно гадать и иначе, но во всяком случае истинным чадам Вселенской Христовой Церкви надлежит бодрствовать и стоять с горящими светильниками".

"Трудность настоящего времени для православного человека состоит, между прочим (если не главным образом) в том, - записано мною в тетрадь под 1 (14) января 1925 г., - что теперешняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей

(епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дикими зверями в овечей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в распознании добра и зла. Иначе легко осквернить святыню души своей и начать сжигание совести (1 Тим. 4,2) чрез примирение, по правилам, с ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами. На "законном" основании можно и антихриста принять..."

"Церковные события последних недель не являются ли подтверждением этих предчуствий? То жуткое, что предощущалось душою 2-3 года тому назад, не предвинулось ли к нам вплотную с вторичным вступлением митрополита Сергия в управление Русской Православной Церковью? Вызвавшее многообразные и вполне заслуженные отрицательные критики послание митрополита Сергия и его Синода не бросило ли возглавляемую им церковную оргацизацию в омерзительные, прелюбодейные объятия атеистической, богохульной и христоборной власти и не внесло ли страшное нечестие в недра нашей Церкви? Заметьте: изошло это послание не от раскольников-обновленцев, борисовцев и им подобных отщепенцев и не от еретиков-живоцерковников, а от законной, канонической, по-видимому православной иерархии; главные положения послания опираются на тексты (правда, иногда не без искажения их : см. лжетолкование на 1 Тим. 2, 1-2) Св. Писания и на, как будто однородный с настоящим, опыт древней Церкви. С другой стороны, послание стремится и надеется удовлетворить насущной потребности истомленных гонениями верующих душ, ибо сулит им мир и покой. И многие-многие, особенно из духовенства, сочувственно откликаются на обращениие митрополита Сергия и его Синода"...

Храни Тебя Господь
Пр. Вениамин
14 сентября 2001 г.

----------------------------------------------------

  Rambler's Top100  TopList