Получено 18 июля 2001 г.

Оглавление

Появление приведенного ниже послания на официальном синодальном узле, http://www.rocor.org/letters/2001-06-30-epistle-r.html, претендующего на то, что оно даст ответы на вопросы, волнующие верных чад РПЦЗ, не только не даёт никаких ответов, но возбуждает ещё больше вопросов. Для полноты картины, редакция оставляет его в том виде, в котором оно появилось, не делая никаких поправок, даже грамматических. Точное происхождение этого "послания" весьма туманно и прояснится, может быть, в будущем, но в данный момент об этом известно очень немного.

Во-первых, хотя "послание" написано от имени Архиерейского Синода, председателем которого является Митрополит Виталий, ДОСТОВЕРНО ИЗВЕСТНО, что он не участвовал ни в разработке этого "послания", ни в его написании, ни в его обсуждениях. Всё оно было написано в его отсутствие, так как, покинув заседание Арх. Синода в середине дня 10 июля, он не встречался с членами Арх. Синода до пятницы, 13 июля. В этот день, пополудни, Арх. Лавр и еп. Михаил уговорили Владыку провести около часа с ними и (предположительно) другими членами Арх. Синода. Можно предположить, что именно в течение этого часа им удалось уговорить М. Виталия подписать это "послание" и другие документы, написанные ими за эти три дня.

Во-вторых, настораживает отсутствие даты в документе, а дата в названии документа-- 30 июня 2001 г. -- явно неправильная, так как речь идёт о событиях, происшедших на НЕПРАВОМОЧНОМ сборище, состоявшемся после ухода Митрополита Виталия с заседания Арх. Синода 10 июля 2001 г. По-видимому, появилось данное "послание" 13 июля 2001 г. как результат НЕПРАВОМОЧНЫХ заседаний членов Синода и других присутствующих епископов, которых на ходу включили в члены Синода как "приписных" (ради круговой поруки, что ли?).

В-третьих, по крайней мере в двух официальных документах за подписью еп. Гавриила содержалось обещание РАЗОБРАТЬСЯ в "Окружном послании" М. Виталия, см ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Но даже в то время пока М. Виталий присутствовал на заседании и оно могло считаться правомочным, кроме базарного КРИКА в адрес М. Виталия на нём ничего не говорилось. С момента же, когда М. Виталий ушёл с этого заседания, оно стало неправомочным и никакие его заключения, включая и нижеприведенное "послание" -- не должны иметь силы.

В-четвёртых, последние слова М. Виталия заседанию Арх. Синода 10 июля 2001 г. были о том, что он не собирается уходить на покой и увидит их на Архиерейском Соборе, проведения которого он потребовал.

О судьбоносных событиях10-13 июля 2001 г. -- фактическом отстранении М. Виталия от поста Митрополита -- более подробно говорится в нашей статье "Трусость, измена и обман". Здесь же мы ограничимся лишь краткими комментариями к этому "посланию". Комментарии приводятся в скобках и курсивом сразу после комментируемых параграфов. Так как многое тут всё ещё не ясно и/или скрывается, то редакция будет благодарна за дополнительные сведения по мере их выяснения.

Оглавление

-----------------------------------------------

ПОСЛАНИЕ
Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей
Всем Верным Чадам на Родине и Зарубежом

Возлюбленные о Господе верны чада Русской Православной Церкви Заграницей!

Подобно тому, как Святой Апостол Павел обращался с призывом к христианам Коринфской Церкви, так и мы, архипастыри Русской Зарубежной Церкви обращаемся к вам: "Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях" (1 Кор. 1,10).

Из этих слов Апостола видно, что Святая Церковь Христова с самаго начала своего существования должна была предупреждать христиан об опасности разднлений и расколов, и призывать всех к единомыслию и любви.

Мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, не можем молчать, когда видим часть своих возлюбленньых чад, подпадающих под пагубное влияние сеятелей раздора. Мы не можем не замечать, как путем широкого распространения всяких искажений и кривотолков, особенно по интернету на специально для этого созданных узлах, наполненных всякой клеветой по адресу Иерархии нашей Зарубежной Церкви, злоумышленники пытаются подорвать авторитет архипастырей и самого высшего органа управления Ея, именно Архиерейского Собора.

(Здесь -- чисто советский приём намёков и недоговорённостей, сильно напоминающий излюбленные методы следователей НКВД 1930-х годов, когда людям давали тюремные сроки и расстреливали по обвинению в "шпионаже в пользу иностранной разведки". При этом следователи даже не утруждали себя придумывать страну, в пользу которой обвиняемый якобы шпионил. Почему КОНКРЕТНО не привести примеры "искажений и кривотолков"? Честный человек, без всяких намёков, просто назвал бы "злоумышленников" и документы, доказывающие, что они являются "злоумышленниками". А без этого такие заявления следует рассматривать как беспочвенное злопыхательство.)

Становится все яснее, что волнения среди части нашей паствы являются не столько не пониманием принятых на последнем Соборе решений, сколько последствием тщательно продуманной и организованной кампании, имеющей своей целью попытку разрушить единство наших архиереев и нашей Церкви.

(Здесь опять -- если действительно есть "тщательно продуманная и организованная кампания", то почему не назвать её руководителей, её "мозговой центр"? В чей адрес бросаются эти обвинения? Или же "наши" архиереи побаиваются быть привлечёнными к судебной ответственности за клевету?

Некоторые недобросовестные люди даже не постыдились попытаться включить в созданную ими "борьбу" и почтеннейшего старца-Митрополита, используя недобросовестно его преклонный возрасть и злоупотребляя его доверием.

(И опять -- почему не сказать, кто же эти "некоторые"? Почему бы их не назвать?)

В создавшейся сложной обстановке мы видим необходимость созыва внеочередного Архиерейского Собора, который состоится 10/23 октября 2001-го года в Нью Йорке.

(Но почему увидели необходимость только сейчас, после требования М. Виталия созвать такой Собор? Ведь всё это время синодальные заявления категорически поддерживали решения Собора 2000 г.?)

Самым важным деянием внеочередного Собора будет избрание нового первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей. Это вызвано преклонным возрастом и болезненным состоянием Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия, обратившегося на заседании Архиерейского Синода 27 июня/10 июля сего года с просьбой отпустить его на покой. Архиерейский Синод с сочувствием и пониманием принял просьбу Митрополита и поручил первому заместителю Первоиерарха секретарю Архиерейского Синода Архиепископу Лавру до созыва внеочередного Архиерейского Собора временное ведение административных дел РПЦЗ.

(Итак, всё ясно -- разговора о пунктах Окружного послания Митрополита Виталия от 22 июня 2001 г. на предстоящем Соборе не будет, что и следовало ожидать. Ведь такой разговор вывел бы на чистую воду все махинации Арх. Собора 2000 г.)

Имя нашего Первоиерарха Митрополита Виталия в предсоборный период должно возноситься на богослужениях по-прежнему без изменений. Имя Архиепископа Лавра должно возноситься во всех приходах РПЦЗ вслед за именем Первоиерарха.

(Это -- испытанный приём при перемене наименований крупных фирм, когда одна фирма покупает другую. Сначала в рекламах и на бланках новой фирмы указываются эмблемы обеих фирм, потом, спустя некоторое время, эмблему старой фирмы уменьшают, и, наконец, заменяют эмблемой новой фирмы. Среди теперешнего "руководства" не видно архиереев, пользующихся уважением и поэтому приходится выезжать на престиже М. Виталия, прилепившись к нему.)

Во избежание неясности и возможных новых кривотолков, мы, архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, заявляем перед всем миром:

  1. Ни один изь архиереев Русской Православной Церкви Заграницей не стремится к немедленному объединению с Московской Патриархией. Никакой "промосковской" фракции среди нас не существует.
  2. (Трудно придумать что-нибудь более циничное, чем это заявление! Что оно ЗНАЧИТ!? Что "объединение" состоится, но не сейчас, не завтра, а когда-то в будущем? А отрицание существования "промосковской" фракции -- к чему это? Ведь дело не в "фракции", а в признании МП в качестве достойного, честного партнёра для заключения неких договоренностей?)

  3. Все архиереи Русской Православной Церкви Заграницей категорически осуждают экуменическую ересь и сергианство.
  4. (Если "все" архиереи РПЦЗ "категорически осуждают экуменическую ересь и сергианство", то почему это не сказано в послании Арх. Собора 2000 г., почему Арх. Марк ездит сослужить с экуменистами, а в послании Арх. Собора 2000 г. есть слова о том, что "социальная концепция" МП "перечёркивает декларацию 1927 г." и, следовательно, каким-то образом уменьшает греховность сергианства?)

  5. Никакого "изменения курса" Русской Зарубежной Церкви на последнем Архиерейском Соборе не было. Следует только просмотреть внимательно Послания предыдущих Соборов, чтобы убедиться в этом. Советуем желающим видеть более пространные выдержки из этих прежних Посланий ознакомиться с "Обращением Пастырского Совещания Западно- Американской и Сан-Францисской епархии". Следует также ознакомиться с разъяснениями Преосвященнаго епископа Евтихия своей пастве в связи с соборными постановлениями.
  6. (Здесь -- снова попытка темнить, запутать вопрос. Зачем посылать читателя к каким-то "обращениям" и "разъяснениям"? Почему не опубликовать ПРОТОКОЛЫ хотя бы последнего Арх. Собора 2000 г.? Уж не потому ли, что в них вскрылась бы неправда вышеприведенного заявления? Обращение, кстати, было прокомментировано редакцией ранее, а "разъяснение" еп. Евтихия -- сплошная дезинформация.)

  7. По поводу нашего отношения к Сербской Православной Церкви, мы заявляем, что отношения с нею нашей Церкви являются особенными, обусловленными нашей исторической близостью к Сербской Церкви, принявшей в свое время Русскую Зарубежную Церковь и множество русских беженцев под свое любящее крыло, и заботившейся о нас как родная Мать. Сейчас сама Сербская Церковь переживает тяжкое испытание из-за нападения глобальных сил на Косово и на другия части Сербии. Мы, в такое тяжелое время, не можем оборачиваться к Ней спиной.
  8. В связи с ограниченным участием Сербской Православной Церкви в Всемирном Совете Церквей, мы обращались не раз к Патриарху и другим Сербским Иерархам с выражением тревоги и с братскими увещаниями. Следует отметить, что влияние великого богослова, Архимандрита Иустина (Поповича), строгого борца против экуменизма, очень велико среди Сербских епископов и мы надеемся, что оно скоро принесет свои плоды.

    (Весь этот параграф -- попытка запутать читателя, уйти от ответа. При чём тут разговоры о том, что Сербская Церковь когда-то оказала гостеприимство РПЦЗ и вообще русским? Какое это имеет отношение к тому, что в данный момент эта церковь погрязла в экуменизме, преданном анафеме РПЦЗ? И что значит "ограниченное участие в ВСЦ"? Где черта между "ограниченным" и "неограниченным" участием? Тут как с беременностью -- женщина или беременна, или нет, нельзя быть "ограниченно" беременной. Весь параграф написан в расчёте оболванить доверчивого читателя.)

  9. Слышатся упреки в адрес Архиерейского Синода, что Синод не терпит никакой критики своих действий и обрушивается тяжелыми наказаниями на инакомыслящих. Заявляем, что это клевета, исходящая от врагов нашей Церкви. Архиерейский Синод совершенно не против выражения верными чадами Зарубежной Церкви других взглядов или даже предложений пересмотреть те или иные решения, принятыя на последнем Соборе.
  10. (Однако ВСЕ документы, исходящие как от Арх. Синода, так и от отдельных архиереев, никак не показывали готовности нечто пересматривать. Наоборот, все они только подтверждали непогрешимость Арх. Собора 2000 г., высказывали угрозы в адрес сомневающихся и призывали к слепому повиновению "священноначалию").

    Однако, когда эти выражения несогласия принимают форму открытого призыва к бунту против Высшей Церковной Власти или подстрекают верующих к неприкровенному расколу, тогда Архиерейский Синод вынужден смотреть на это иначе. В случае подобных заявлений от имени священнослужителей, которые по своему положению имеют значительное влияние на паству, и которые обязаны по присяге данной ими при рукоположении пребывать в послушании своей иерархии, то правящие Архиереи вынуждены поступать строже. Если увещание со стороны правящего архиерея не приводит клирика, выступающего против своего священноначалия, к раскаянию, архиерей обязан принимать более решительные меры для защиты пасомых.

    (Здесь к месту напомнить авторам данного послания, что "послушание епископам НЕ МОЖЕТ БЫТЬ безусловным, НО ЗАВИСИТ ОТ ВЕРНОСТИ ЭТИХ ЕПИСКОПОВ ИХ СОБСТВЕННОЙ АРХИЕРЕЙСКОЙ ПРИСЯГЕ! Слепое повиновение присяге есть папизм, отказ от свободы духа, дарованной нам во Христе, добровольное греховное рабство…", священник Тимофей и иеромонах Дионисий, "О Церкви, Православном Царстве и последнем времени", стр. 126-127). Если стать на точку зрения слепого повиновения "священноначалию" независимо от поведения этого "началия", то что тогда делать со многими новомучениками, которые выступили против митрополита Сергия и последовавшего сергианства? Признать их преступниками против своего "священноначалия"?)

    По поводу положения, сложившегося в части Западно-европейской епархии, мы заявляем, что прещение наложенное на определенных клириков не являются последствием их выражения своего личного мнения, а только за их решительный отказ принять назначенного Архиерейским Собором Правящего Архиерея, что недопустимо по отношению к церковному порядку и канонам. При этом, перед тем как наложены были канонические прещения, был предпринят целый ряд шагов и усилий для того, чтобы убедить этих клириков, поднявших открытый бунт против своей Высшей Церковной Власти, опомниться и раскаяться.

    (Здесь -- расчёт на неосведомлённость читателя. Вся безобразная история с Западноевропейской епархией изложена ЗДЕСЬ. Суммируя, прещённые клирики за ДВА ГОДА до назначения к ним еп. Амвросия, ЛИЧНО вручили свой письменный доклад о своём к нему отношении Арх. Лавру. Но вопреки канонам и положениям Церкви, их доклад ОСТАЛСЯ БЕЗ ОТВЕТА. Поэтому их отказ подчиниться епископу, назначенному вопреки их НЕРАСМОТРЕННЫМ просьбам, следует воспринимать как законный.)

  11. Заявления о том, что Архиерейский Собор якобы попирает понятие о соборности, не принимая во внимание мнения "широких масс", лишены оснований. Мы, Архиереи Русской Православной Церкви Заграницей, всегда внимательно прислушиваемся к голосу наших верных священнослужителей и благочестивых мирян. Однако, следует помнить, что окончательное решение вопросов церковных подлежит авторитету Архиерейского Собора и Синода, а не авторитету общественного мнения, иногда искусственно подстрекаемого провокаторами. Церковь Христова не демократия, и вопросы церковной жизни не решаются большинством голосов народа. Выносить решения под давлением громкого меньшинства, преследующего свою определенную цель, явилось бы не соборностью, а насилием.
  12. (О том, как Архиереи РПЦЗ "прислушиваются" к голосу "верных священнослужителей" см. комментарий к предыдущему параграфу, где указывается, что просьба группы клириков Зап.-евр. Епархии насчёт назначения к ним еп. Амвросия в качестве правящего Архиерея НЕ РАССМАТРИВАЛАСЬ. А также "ответ" из Канцелярии Арх. Синода в декабре 2000 г.)

  13. По поводу упреков в адрес последнего Архиерейского Собора, что он якобы воспринял церковное положение в России в слишком розовых тонах, мы заявляем, что всем нам хорошо известны и положительные и отрицательные явления жизни на многострадальной нашей Родине. Многие из нас имели возможность ознакомиться с положением непосредственно, и все мы переписываемся с духовенством и верующими на Родине и следим за происходящими явлениями церковной жизни. На последнем Архиерейском соборе мы слушали с вниманием целый ряд докладов о современной жизни в России, которые отражали разные точки зрения. Мы подтверждаем оглашенное на Соборе 1981 г. определение нашего подхода к положению в России: говоря о событиях в многострадальной Родине, мы не затушевываем действительность, а говорим правду. Мы позволяем себе откровенно высказываться по поводу всех отрицательных явлений наблюдаемых там. Однако, мы не останавливаемся исключительно на отрицательных явлениях, что было бы совершенно несправедливым, но отзываемся с радостию о всех положительных явлениях. Смотреть на действительность там, на Родине, через розовые очки ошибочно, однако столь же ошибочно смотреть на Россию через тусклые, черные очки, видя одно лишь отрицательное.
  14. (Здесь речь идёт, по-видимому, о том, что высказывалось достаточно возражений против того, что Арх. Собор РПЦЗ базировал свои заключения на голых СЛОВАХ и малозначащих ЗАЯВЛЕНИЯХ Арх. Собора МП, состоявшегося в августе 2000 г., т.е., Арх. Собор РПЦЗ вдруг решил принимать на веру слова людей, никогда не пользовавшихся доверием Митрополитов РПЦЗ? Другими словами, вышеприведенный параграф подменивает то, что говорилось на самом деле, тем, о чём не говорилось.)

  15. Что касается выраженнаго Архиерейским Собором стремления к единству в православии, следует помнить, что Святая Церковь молится "о соединении всех" на каждой службе. Это стремление к единству есть прямое исполнение слов Спасителя, молившегося в Своей Первосвященнической Молитве, обращенной к Богу Отцу: "да будут все едино" (Ин.17,21).Об этом же говорится и в Молитве о Спасении России, читаемой за Божественной Литургией: "да вси в согласном единомыслии и в непрестанной любви прославят Пречестное Имя Твое...". В молитве Святым Священномученикам и Исповедникам Российским, утвержденной Архиерейским Собором в 1981 г., мы выражаем совершенно откровенно молитвенную просьбу "да упразднятся расколы в Церкви нашей". Святая Церковь всегда стремилась и стремится к искоренению всяких расколов и разделений и к водворению единства, безусловно, единства в Истине, ибо никакого внешнего единения не может быть, если не существует единения в Истине.

Именно к такому обьединению в Истине и стремимся мы. Живя в Церкви мы должны исполняться духа Истины и отвергнуть даже малейшее предложение духа лжи.

(Ключевым словом к пониманию выражения "о соединении всех" является "единомыслие". В своё время еп. Агафангел написал коротенькую статью "Что продолжает разделять нас с Московской патриархией", http://www.ipc.od.ua/_jizn_tcervi.html (в самом конце указанной рубрики). В заключение он сказал: "Если бы мы стали ПОДОБНЫ друг другу в исповедании Православной веры, то вопрос об объединении даже бы не стоял -- нас бы объединила воля Божия, даже если бы мы этому всеми силами сопротивлялись". Но этого нет. Наоборот, с течением времени МП всё дальше и дальше уходит от истинного Православия. Как сказано (Откр. Св. Иоанна, 2, 21): "Я дал ей время покаяться в любодеянии ея, но она не покаялась". А ведь МП получила более 10 лет на покаяние… Вместо этого, по-видимому, архиереи РПЦЗ становятся "подобны" архиереям МП и, следовательно, начинают мечтать о "сближении с Церковью-Матерью".)

Обращаем мы особое слово к нашим верным священнослужителям и пастве, находящимся на нашей многострадальной Родине. Мы всегда ощущаем себя едиными с вами, со всем верующим русским народом. В эти дни всемирной апостасии, заразившей через все-ересь экуменизма даже и большинство поместных Православных Церквей, мы должны стоять особенно сплоченными, дабы враг нашего спасения не воспользовался нашими разделениями для уничтожения нашего исповеднического голоса на Родине и зарубежом.

(Как-то не верится, что слова о "все-ереси" экуменизма поддерживаются такими членами Арх. Синода как, скажем, Арх. Марк, не далее как в феврале 2001 г. сослуживший с экуменистами?! Что это, полная уверенность в неосведомлённости  "паствы" и неспособности отличить правду от кривды?)

По долгу совести, еще раз мы обращаемся к священнослужителям, вышедшим из послушания своей законной иерархии, с слезным призывом: оставьте свой гибельный путь. Бог да смягчит ваши сердца и вразумит вас!

В заключение, обращаемся мы вновь ко всем вам, возлюбленные чада наши, с призывом Апостола: "Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны...и уклоняйтесь от них" (Рим. 16, 17).

Не обращайте внимания на разные "Открытые Письма", "Заявления", "Призывы", на "Опросы" и "Листки для собирания подписей", распространяемые на интернетовских узлах и посредством электронной почты разными провокаторами, иногда даже претендующими, что их деятельность получила благословение самого Первоиерарха. Будьте осторожны, как предостерегает Апостол; "Ибо такие люди... красноречием своим обольщают сердца простодушных" (Рим. 16, 18).

(Повторим ещё раз -- почему не указать ТОЧНО какие письма, листки и пр.? О чём идёт речь"? Неужели об "Окружном послании" М. Виталия от 22 июня 2001 г.? Кто эти провокаторы? Зачем эта таинственность и недоговорённость? Просто от привычки ВСЕ свои дела совершать в тайне от "паствы"? Так тогда уж лучше помолчать, если нет КОНКРЕТНЫХ ФАКТОВ.)

Будьте тверды ве вашей вере и преданности Русской Православной Церкви Заграницей и ея Богом поставленной иерархии. Наша Церковь благополучно претерпела многие тяжкие испытания за восем десятилетий своего существования от врагов внешних и внутренних. Мы уверены, что, с помощию Божиею, мы преодолеем и настоящие.

Мы уповаем на Господа и на Путеводительницу Русского Зарубежия - Божию Матерь, через ея Чудотворный Образ Знамения Курско-Коренной, и молим, дабы мир и единомыслие опять водворились среди всех наших верных чад.

"Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа!" (11 Кор. 1,2).

/подписано:/

Митрополит Виталий
Архиепископ Лавр
Архиепископ Алипий
Архиепископ Марк
Архиепископ Иларион
Епископ Кирилл
Епископ Амвросий
Епископ Гавриил
Епископ Евтихий
Епископ Александр
Епископ Михаил
(This text rendered in new orthography for ease in e-mail transmission.)

---------------------------------------------------

Rambler's Top100   TopList