Урок 63. КОНЕЦ XIX ВЕКА -- КАНУН РЕВОЛЮЦИИ

1. Царство атеизма

К концу XIX века, несмотря на кажущуюся мощь России, дух её высших классов был подорван. Денационализированная русская интеллигенция, утеряв православие и связь со своим народом, обивала европейские пороги в поисках какой-нибудь философии о том, как устроить свою жизнь на "научных основах".

В этом смысле замечательно явление "апостола" безбожной интеллигенции, Льва Николаевича Толстого. По его заявлению: "Я был крещён и воспитан в православной христианской вере. Меня учили с детства и во всё время моего отрочества и юности... Но, когда в 18 лет я вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того чему меня учили ("Исповедь")". А ведь Толстой был кумиром интеллигенции этого времени, создавшим свою религию и направлявшим её мышление! Недаром В. Ленин вскоре назовёт его "зеркалом русской революции".

63a.gif (14510 bytes)
Л. Н. Толстой

Замечание Толстого о влиянии университета только подчёркивает тот факт, что русские университеты того времени были рассадниками атеизма и поколение за поколением русских студентов воспитывались в духе безбожия, материализма и ненависти к России. Тот факт, что такой человек, как Толстой, становится интеллектуальным вождём русской интеллигенции, ясно говорит, насколько её идеалы были далеки от всего русского и христианского. Конечно, большинство из них считались православными и по большим праздникам даже ходили в церковь. Но жизнь среднего русского интеллигента не имела никакого отношения к церкви -- она была надёжно "отделена от религии". Произведения русских православных мыслителей и подвижников не только не изучались -- они просто были неизвестны. Сам Толстой, например, прочитав Платона, Спинозу, Канта, Гегеля и пр. философов, на сообщение М. В. Лодыженского о том, что тот работает над исследованием жизни православных подвижников, заявил: "А меня так это совсем не интересует", и перевёл разговор на другую тему (Лодыженский, М. В., "Свет Незримый", стр. 237)

2. Кризис православия

Русская церковь была не в силах противостоять этому разложению. Отмена патриаршества Петром I, гонения на церковь в XVIII веке, увлечение западными материалистическими идеями -- всё это приводило к тому, что к концу XIX столетия принцип "отделения церкви от государства" глубоко укоренился в умах людей. Другими словами, что церковные (православные) наставления и правила не имеют никакого отношения к повседневной жизни, что здесь действуют какие-то другие, "человеческие" законы. Как это ни поразительно, но даже многие священники смирились с тем, что роль церкви должна ограничиваться совершением богослужений и треб, а заниматься "политикой" церковь не должна! Также, что церковь должна стоять в стороне от "мирских" дел. Патриарх Гермоген, призывавший русских людей стать на защиту Родины, стал чужд русскому интеллигенту.

Такое понятие, кстати, привилось, главным образом, у христиан. И у мусульман, и (особенно) у евреев муллы и раввины играют решающую роль в государственных делах.

Русская интеллигенция, уподобляясь французской незадолго до революции 1789 г., усиленно вела пропаганду против церкви, монархии и против всего национального русского. Повсюду возникают "религиозно-философские" кружки. Всё сильней и сильней становится пропаганда среди рабочих и крестьян.

3. Император Николай II

20 октября 1894 г., при подозрительных обстоятельствах, умер император Александр III и на престол вступил его сын Николай. Страна, утерявшая христианские моральные основы, в этот момент, поистине, находилась в состоянии духовного кризиса. Несмотря на материальное благополучие России (см. приложение №1, статью Б. Бразоля), на значительно лучшие условия жизни рабочих и крестьян по сравнению с Европой и Америкой, русская интеллигенция всеми силами способствовала разрушению государственных устоев. Атеистически настроенные писатели во главе с Л. Толстым лили грязь на православие и правительство, а западная пресса усиленно поддерживала любые антимонархические выступления.

63b.gif (11223 bytes)

4. Социал-демократы

С целью создания ещё большей неразберихи в умах русских людей создаётся целый ряд партий. Базируясь на социалистических учениях К. Маркса, все эти партии, разными путями, стремятся к одной и той же цели -- уничтожению православия, русской монархии и русского государственного порядка.

В 1898 г. на нелегальном съезде в г. Минске создаётся "Российская социал-демократическая рабочая партия", РСДРП или "с.д.". Она объявила себя частью "мирового пролетариата" и ставила своей целью уничтожение монархии, а также всех "капиталистических" правительств путём революции и установление "социализма". Для распространения своих идей РСДРП начинает издавать газету "Искра" за границей (на деньги иностранных банкиров, посылая её потом в Россию).

Вся пропаганда с.д. велась среди интеллигенции и рабочих. Рабочим всячески доказывали, как плохо им живётся и насколько улучшилась бы их жизнь, если бы удалось убрать царя и всех "дармоедов", т.е. владельцев фабрик и заводов. Интеллигенцию привлекали обещаниями о том, что она приобретёт право решающего голоса в управлении страной, в "научном планировании" хозяйства и т.д. -- давнишние мечты разорившегося дворянства. Особенным успехом пропаганда с.д. пользовалась среди университетской молодёжи и профессуры. Поэтому в это время забастовки в университетах стали рядовым явлением.

5. Появление В. Ленина

К этому времени всё большее влияние среди с.д. начинает приобретать Владимир Ильич Ленин (Ульянов). Родившись 22 апреля 1870 г., Ленин с ранних лет участвует в марксистских кружках (а брат его, Александр, был казнён в 1887 г. за попытку цареубийства против императора Александра III). Едва поступив в том же 1887 г. в Казанский университет, Ленин вскоре был исключён за участие в студенческих забастовках и был "сослан" ... в деревню!

63c.gif (14197 bytes)
В. И. Ленин

В 1893 г. он переезжает в Петербург и ввязывается в борьбу с другими марксистскими партиями, доказывая им, что только лишь при помощи революции, совершённой рабочими, марксисты смогут придти к власти. Здесь он организовывает "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", который стремится не улучшить положение рабочих, а к революции: он занимается исключительно организацией рабочих забастовок. Хотя Ленин и был арестован в 1895 г., но, по словам советского учебника истории, "из тюрьмы продолжал руководить 'Союзом борьбы'". До какой же степени была гуманной царская тюрьма, если человек, открыто заявлявший о своём намерении уничтожить монархию, мог "руководить" своей партией сидя в тюрьме! Или другой пример: находясь в ссылке в 1899 г., "Ленин созвал совещание(?!) 17 находившихся поблизости ссыльных с.д. и они утвердили написанный Лениным резкий протест против буржуазных взглядов 'экономистов' (людей, стоявших за улучшение экономического положения рабочих, а не за революцию).

Вопросы. Конец XIX века канун революции.

  1. Что произошло с духом нации к концу XIX века?
  2. Был ли православным Л. Толстой?
  3. Кем был Л. Толстой для интеллигенции? Каких взглядов он придерживался?
  4. Какими были университеты?
  5. Почему православная церковь не могла бороться с происходившим духовным разложением?
  6. В какое время вступил на престол император Николай II?
  7. Какие партии организуются в России?
  8. Какие цели преследовала РСДРП?
  9. Чем занимался Ленин с ранних лет?
  10. 0.Куда был "сослан" Ленин? Сравни с советской ссылкой.
  11. Что показывает гуманность царской тюрьмы? Сравни с советской тюрьмой.

--------------------------------------

Открыть следующий урок

В начало

Rambler's Top100