Урок 59. РЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА II.

1. Общий обзор

Проведение крестьянской реформы и другие изменения в жизни страны потребовали проведения целого ряда реформ, как-то: о земском и городском самоуправлении; о судах; о всеобщей воинской повинности; о финансах; о цензуре; о народном просвещении.

2. Самоуправление

Согласно "положению о губернских и уездных земских учреждениях", обнародованном в 1864 г., к заведованию хозяйственными делами каждой губернии и каждого уезда привлекались выборные представители от населения. Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимым имуществом определённой ценности, а также сельские общества, получили право избирать из своей среды представителей ("гласных") на три года в уездные земские собрания.

59a.gif (17652 bytes)
Александр II, Царь-Освободитель

Эти представители собирались раз в год для решения различных хозяйственных вопросов, а также для избрания из своего состава уездной земской управы, состоящей из председателя и двух членов. Уездная управа ведала всеми делами уезда в периоды между земскими заседаниями.

Также раз в году собиралось губернское земское собрание для общего руководства хозяйственными делами всей губернии. Это собрание выбирало из своего состава губернскую земскую управу, состоящую из председателя и нескольких членов. За работой всех земских учреждений наблюдали губернаторы и министерство внутренних дел.

Земства занимались народным образованием, медицинским обслуживанием, надсмотром над снабжением продовольствием, дорогами, страховками, ветеринарным обслуживанием. Земства во многом напоминали самоуправление, основанное Иваном Грозным в XVI веке и уничтоженное Петром I. Немного позже, в 1870 г., было создано подобное городское самоуправление.

Земства позволили возврат допетровских всесословных органов самоуправления, а не сословных (т.е. дворянских), какими они стали после Петра I и его наследников.

3. Суд скорый, правый, …

Судебная реформа, как и земства, явилась возвращением к судам, существовавшим в Московском государстве до Петра I. Вместо сословных Екатерининских судов был восстановлен суд присяжных "равный для всех подданных", т.е. такой же, как при Иване Грозном. Вместе с этим были отменены жестокие наказания. По словам императора Александра II он дал "суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных".

4. Воинская повинность

В 1874 г. была введена общая воинская повинность: все молодые люди, достигшие 21 года, подлежали воинской повинности. Правительство каждый год определяло нужное количество людей для армии и это количество набиралось по жребию из людей, подлежащих призыву. Срок службы был уменьшен с 25 до 6 дет (и 9 лет в запасе). В армии стали больше заниматься образованием солдат.

5. Финансы

В 1863 была проведена финансовая реформа, состоявшая, в основном, в том, что теперь финансами всего государства начало ведать отдельное министерство (до этого каждое министерство собирало для себя и тратило налоги). Также был принят ряд мер для увеличения доходов.

6. Уменьшение цензуры

С 1865 г. цензура сохранялась только для брошюр и небольших сочинений. Толстые книги (160 страниц или больше) освобождались от цензуры, хотя издатель и отвечал, если в книге было что-то противозаконное. Журналы и газеты могли выходить без цензуры с особого разрешения властей. Если в них появлялось что-нибудь противозаконное, то изданию давалось "предостережение". После третьего предостережения издание запрещалось.

7. Народное образование

Также были сделаны большие перемены в системе народного образования. В университетах профессура получила право на самоуправление: с 1863 г. совет профессоров в каждом университете избирал всех должностных лиц и заведовал хозяйством университета. Доступ в гимназии был открыт для детей "всех сословий без различия звания и вероисповедания", были улучшены "женские гимназии". В 1872 г. были открыты медицинские женские курсы для женщин-врачей, а в 1878 г. были открыты "высшие женские курсы", дающие высшее образование.

8. Достоевский и "бесы"

Реформы императора Александра II, направленные на улучшение народного благосостояния, воспринимались атеистически-воинствующей русской интеллигенцией, как уступки испугавшегося их царя, как на первые шаги к конституционной монархии, шаги на пути к осуществлению их мечтаний -- захватить политическую власть в свои руки. "Бесы" начинают раскручивать свой вихрь.

Фёдор Михайлович Достоевский (1822-81), как луч света в кромешной тьме интеллигентского беснования, вскрыл психологию грядущего поколения "бесов" и несчастья, которые придут в Россию, если та пойдёт "бесовскими" путями. Его анализы и предсказания, содержащиеся в "Дневнике писателя", "Бесах" и других произведениях, поражают своей ясной точностью, особенно в наши дни, когда все они исполнились. Но русская интеллигенция того времени, подобно евангельскому стаду свиней, одержимому бесами, очертя голову ринулась в пучину гибели и, как и предсказывал Достоевский, погибла. Но, к сожалению, погубила она не только себя, но и многие миллионы, поверившие и пошедшие за ней.

Вопросы. Реформы Александра II.

  1. Какие реформы принесло освобождение крестьян?
  2. К какому самоуправлению вернул Россию Александр II?
  3. В чём выразились реформы: судебная, воинская, финансовая, о цензуре, о народном образовании.
  4. Как реформы понимались интеллигенцией?
  5. Что делал Ф. М. Достоевский для спасения России?
  6. Послушалась ли интеллигенция Достоевского? Что с ней случилось в результате её отказа слушать Достоевского?

--------------------------------------

Открыть следующий урок

В начало

Rambler's Top100