Урок 45. НОВЫЕ ВЛИЯНИЯ В ИСТОРИИ РОССИИ.

1. Масонство

Ослабление влияния русской православной церкви в XVIII веке выразилось в появлении новой антихристианской силы -- масонства. Зародившись как профессиональный союз "вольных каменщиков" в глубине веков, к XVIII столетию масонство стало чисто политической организацией, начавшей играть огромную роль в судьбах европейских государств. Уже в 1738, шесть лет после возникновения первой масонской ложи во Флоренции, папа Клемент XII специальной буллой установил, что "принадлежность к масонству несовместима с католической верой и ведёт к немедленному отлучению от церкви".

45a.gif (13323 bytes)

Такого же взгляда на масонство придерживалась и русская православная церковь и даже лютеране -- что масонство является мировой религией, главной целью которого есть уничтожение христианства и национальных монархий с последующим превращением населения этих стран в "биомассу" -- безрелигиозные, безнациональные, легко управляемые толпы. Но влияние церкви на "мирские" дела стало крайне незначительным, а сама церковь в XVIII веке подвергалась гонениям. Учитывая, что Екатерина II находилась под огромным влиянием французских мыслителей (всех -- атеистов, а зачастую и масонов), масонству в этот период был открыт широкий доступ в Россию.

Как и в других странах своего распространения, масоны всегда старались вербовать своих членов среди самых влиятельных кругов общества. Во Франции того времени, например, около трети депутатов были масоны. В России, по словам Вернадского ("Русское масонство при Екатерине II"): "Редкий из представителей знати не был масоном. Увлечение масонством имело массовый характер". Списки русских масонов того времени -- перечисление знатнейших русских фамилий.

Так как административный аппарат России, в основном, состоял из представителей дворянства, включая и высшую знать, то это приводило к тому, что масоны в это время стояли у центров управления государством. Становятся понятными преследования церкви и духовенства и рабское следование философским (антихристианским) западным доктринам.

Русские историки-западники обходят молчанием влияние масонства на русскую жизнь. Профессор Ф. С. Платонов, по учебнику которого обучалась русская интеллигенция предреволюционных лет XX века, о масонстве вскользь упоминает, что "Первоначально Екатерина относилась к масонству с полной терпимостью". Вообще же масонству в его книге в 366 страниц отводится буквально несколько строчек. Только в советское время мировому масонству стали уделять должное внимание.

2. Появление евреев

В Московском государстве до царя Ивана III евреи пользуются полной терпимостью, так как их не было в виде организованных общин. После "ереси жидовствующих" к евреям появилось некоторое отрицательное чувство, но евреев в России практически не было и говорить о каком-то к ним "отношении" не приходилось.

Это положение резко изменилось в 1773 г. после раздела Польши, когда России достались области со значительным еврейским населением. Следствием этого явилось законодательство, известное под общим названием "черты оседлости", т.е. закона, согласно которому евреи могли жить только в 15 западных (бывших польских и литовских) губерниях.

3. Причины "черты оседлости"

Причина, побудившая русское правительство ограничить евреев в местожительстве, была двоякая (БИЕ, т. 21, с. 454) -- их вероисповедание и соображения экономические. Суть талмудического иудаизма -- воинствующая непримиримость к христианству -- была хорошо известна русским, особенно учёным богословам, прекрасно знавшим древнееврейский язык. Хорошо известно, что, тогда как христиане смотрят на Иисуса Христа, как на Мессию, пришедшего спасти мир, евреи смотрят на Христа, как на самозванца, и продолжают ждать "своего" Мессию. Это и оскорбления христианству, включая личности Иисуса Христа и Божьей Матери, содержащиеся в основном еврейском законе иудаизма -- талмуде -- заставили русское правительство принять меры для охраны своего христианского населения от евреев.

Экономическая сторона вопроса также базируется на учении талмуда, в котором содержится множество правил, определяющих поведение евреев в любых ситуациях. Очень много места в талмуде уделяется тому, как евреи должны относиться ко всем не-евреям (по терминологии талмуда -- "гоям"). Наиболее полным собранием талмудических правил следует считать "Шулхан-Арух" (т.е., "Накрытый стол"), написанный раввином из палестинского города Цафета (или "Шафета") и впервые вышедший в 1565 г.). Эта книга, с разными к ней комментариями, является сводом законов еврейства. Д-р Рамер, раввин из Магдебурга, пишет в энциклопедическом словаре Пиррера (том XVI, 1879 г.) в статье "Шулхан-арух": "Шулхан-арух" принят израильтянскими общинами, как юридическое основание и мерило их религиозной практики".(ЕВЗ).

Суммируя, можно сказать, что все жизненные правила, определяющие отношения между людьми, заключающиеся в Шулхан-Арухе, разделяются на два класса -- как евреи должны относиться к евреям и к не-евреям. Отношение к не-евреям можно суммировать одним словом -- не-евреи ставятся вне закона. Их можно обманывать (если это можно сделать безнаказанно), всячески эксплуатировать и пр. Имущество не-еврея считается никому не принадлежащим и первый еврей, получающий возможность завладеть им, имеет право это сделать (ЕВЗ, JHJ).

Здесь следует указать, что польские евреи "унаследованные" Россией в конце XVIII столетия пользовались в Польше всяческими льготами (БИЕ). Поддерживаемые польскими королями и шляхтой, евреи стали фактическими хозяевами страны, живя совершенно обособленно и замкнуто в своём обществе (в соответствии с талмудом). Вся еврейская община в Польше была разделена на "синагоги" и "кагалы", подчиняющиеся раввинскому управлению и суду. Польские короли даровали евреям множество специальных привилегий, зачастую приравнивая их к шляхте (например, в области приобретения недвижимой собственности). В конце XIV столетия король Казимир постановил, например, что за убийство еврея назначается смертная казнь. К XVIII веку евреи взяли в свои руки всю торговлю и промыслы Польши, а также управление многих поместий польской шляхты (вспомним, что восстание Богдана Хмельницкого в 1648 г. в большой мере было направлено против евреев-арендаторов -- имений, торговых предприятий и даже православных церквей).

После включения польских областей, заселёнными евреями, многие привилегии, дарованные в течение веков евреям польскими королями были утеряны ввиду их совершенного несоответствия русским законам. Однако самоуправляемость еврейских общин была не только сохранена, но и усилена. Так, забегая вперёд, можно указать на закон 1844 г., повелевающий организовать раввинские школы, сравнив их в отношении общих предметов с гимназиями. Русское правительство рассматривает раввинов, как блюстителей и толкователей еврейского закона, но не как лиц, имеющих право наказывать евреев штрафами, проклятиями или отлучением от общины (но, так как контроля над исполнением этих постановлений было мало, раввины продолжали наказывать "непокорных", как и прежде) (БИЕ).

4. Мифы об оседлости

В наше время черта оседлости представляется какой-то китайской стеной, перебраться через которую никакой еврей никогда не мог. Это совершенно не так. Единственно, что черта оседлости несколько предотвращала -- создание организованных общин, наподобие польских синагог и кагалов, за её пределами.

Установление черты оседлости русским правительством совершенно понятно ввиду наглядного примера тотального захвата польской экономической жизни евреями: еврейское общество в Польше было настоящим "государством в государстве". Таким образом черта оседлости должна была защищать коренное население от евреев, живущих по своим законам и ставящих, в соответствии с талмудом, всех не-евреев вне закона. Это, кстати, та же причина, по которой соборы раннего периода запрещали христианам любые сношения с евреями ввиду их непримиримости ко всем не-евреям и, особенно, к христианам. И, так как этот запрет базировался на церковных соображениях, то переход еврея в православие автоматически аннулировал его.

Возвращаясь к вопросу о лёгкости преодоления черты оседлости, был целый ряд категорий, по которым евреи могли жить вне черты оседлости: а) купцы первой гильдии со всеми домочадцами, слугами, приказчиками и т.д. б) лица с высшим образованием и многих других образовательных категорий. в) лица, занимающиеся цеховыми и нецеховыми ремеслами -- а в те времена, как и сейчас, очень много евреев занимались такими ремеслами. г) лица, прошедшие военную службу на основании "рекрутского набора". Кроме этих обширных общих категорий были ещё исключения по географическому признаку. Все эти исключения приводили к тому, что, фактически, любой еврей, желающий жить вне черты оседлости, мог это легко сделать или законно или применив какие-нибудь уловки (см., например, РИЕ, стр. 38-48). Всё, что в какой-то мере достигалось чертой оседлости -- не дать евреям организовывать свои общины, результатом деятельности которых был захват евреями экономики Польши. Русское правительство наивно надеялось, что евреи, живя вне общин, не будут следовать талмудическим правилам обращения с не-евреями (БИЕ, т. 21, с. 456).

В области образования, в положении 1804 г. было постановлено, что "все дети евреев могут быть принимаемы и обучаемы, без всякого различия от других детей, во всех российских народных училищах, гимназиях и университетах". Но уже к концу XIX века стало ясно, что, ввиду наступающего засилья евреев -- особенно в высших учебных заведениях -- следует принять какие-то защитные меры. Это было сделано в виде процентных ограничений, на основании процента евреев в данной местности. Так, в черте оседлости они были от 5 до 10%. В Петербурге и Москве (где, теоретически, евреев не должно было быть) -- 3%. Кроме доступа в общую систему образования, существовали еврейские государственные (т.е., содержащиеся русским правительством) учебные заведения. В конечном счёте количество евреев, учащихся в системе российского образования, было таким, что огромный процент вождей сионизма и основателей государства Израиль после второй мировой войны были воспитанниками русских императорских университетов.

Вопросы. Новые влияния в истории России.

  1. Что помогло развитию масонства в России?
  2. Может ли христианин быть масоном?
  3. К чему стремятся масоны?
  4. Какие слои русского общества поддерживали масонство?
  5. На чём больше всего отражалось масонское влияние?
  6. Как появились евреи в России?
  7. Как евреям жилось в Польше?
  8. Как талмуд относится к не-евреям?
  9. Почему была введена "черта оседлости"?
  10. Трудно ли было евреям уходить за черту оседлости?
  11. Чем объясняется большой процент выходцев из России среди образованных евреев?

--------------------------------------

Открыть следующий урок

В начало

Rambler's Top100