Урок 34. ЗАПАДНЫЕ "ВЛИЯНИЯ".

1. Гуманизм

В результате возвращения некоторых древних русских земель на западе и значительного освоения Сибири, Московское государство оказалось лицом к лицу с рядом европейских и азиатских государств. Благодаря этому русские начинают устанавливать близкие сношения, как с европейскими, так и с азиатскими странами. Такие сношения, особенно с европейскими державами, до некоторой степени влияли на развитие русской культуры и мировоззрения.

Европейская история XV-XVI веков характеризуется возникновением гуманизма -- отходом от христианских моральных ценностей и увлечением культурой древних греков и римлян (отсюда название этого периода, как эпохи "возрождения" -- имеется ввиду возрождение этих древних языческих культур). Сущность гуманизма -- вера в человека и человеческий разум и их способность решать любые жизненные проблемы.

2. Отход от христианства

Гуманизм явился результатом многовекового отхода католицизма от христианства. Сюда можно отнести и папство, и учреждение инквизиции, и торговлю индульгенциями (отпущение грехов за деньги), и вооружённое насаждение католицизма. В 1204 г., например, в результате крестоносного похода против православия был разрушен Константинополь(!). Папы римские постепенно превратились в светских правителей, силой оружия распространяющих и поддерживающих свою власть.

Хотя формальное отделение римско-католической от греко-католической (православной) церкви произошло в 1054 г., фактическое разделение началось гораздо раньше. Так, в момент выбора веры св. Владимиром и последующего Крещения Руси в 988 г., эти церкви существовали отдельно.

3. Нападения католицизма

Папы римские пытались подчинить себе русскую церковь с момента Крещения Руси. Папские послы приходили к князю Владимиру в Корсунь, пытаясь склонить его в свою пользу; такие же попытки делались и позже -- в 991 и 1000 годах. В 1075 г. князь Изяслав Ярославович, изгнанный с престола Святославом Черниговским, по-видимому изъявлял готовность признать власть папы взамен его помощи. Но помощи не последовало.

Папы неоднократно присылали свои обращения, указывая на то, что единая Церковь имеет единого пастыря в св. Петре, преемником которого является папа: Иннокентий III в 1207, Гонорий III в 1227, Григорий IX в 1231. Но русские митрополиты твёрдо стояли на страже православия. После захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г., который папа Иннокентий III называл "воссоединением с греками", папа послал легата к князю Роману Мстиславовичу с заявлением, что-мол папа мечём св. Петра вскоре покорит все народы и сделает его королём. В 1207 г. папа, пользуясь унижением греческой церкви, послал всем русским архипастырям, клиру и народу обращение, в котором заявлял, что-дескать, так как греческая церковь подчинилась папе, то и русской следует сделать то же.

Татарское иго использовалось папами для дальнейших попыток обратить разгромленную Русь в католичество. Александру Невскому даже предлагалась помощь против татар, если он примет католичество и переведёт в него своих подданных. Но св. Александр Невский отказался такой ценой покупать свободу.

Интересно отметить, что борьба православия с католицизмом всегда была односторонней: Рим нападал, Русь защищалась. Даже в тех случаях, когда русские занимали области, заселённые католиками, их не заставляли переходить в православие, позволяя свободно исповедывать свою веру (как и всем другим). Единственное ограничение, накладываемое русским правительством на иноверцев был запрет проповедовать свои религии на территории Московского государства, а потом -- России.

4. Русская самобытность

Эта способность и настойчивость в сохранении своей религии и культуры, несмотря ни на какие трудности, лишний раз доказывает несостоятельность мнений русских историков-"западников", изображающих всю историю России, как непрерывный процесс заимствования и копирования запада. Начиная с неправдоподобного мифа о "призвании варягов", вся русская история писалась такими историками примерно так: после варягов, Русь бесцельно бродит два века и попадает под власть татар; неизвестно как освободившись от власти татар, Русь заимствует всё -- включая герб и царскую жену -- у Византии; когда византийское влияние утрачивается, Московское государство оказывается на краю гибели -- Смутное время. Здесь опять, каким-то чудом(!?), государство спасается и начинает учиться у Европы, от Петра I до наших дней: сперва у голландцев и немцев, потом -- у французов, потом -- опять у немцев, потом -- у всей Европы.

Исторические факты говорят о совершенно другом. Например, о "Византийском влиянии". В Византии смена императоров происходила путём цареубийства: новый император всходил на престол, убив своего предшественника. Из 110 византийских императоров, 74 умерло насильственной смертью. На Руси, попытка Святополка применить византийские методы (убрать соперников-братьев, включая Бориса и Глеба, путём убийства) привела его к изгнанию и всенародному проклятию. Власть Бориса Годунова зашаталась, когда его всего лишь заподозрили в том, что он был замешан в убийстве царевича Димитрия.

Или создание огромного, многонационального государства. Все предполагаемые учителя России, применяя жесточайшее насилие и геноцид по отношению к местным населениям, так и не сумели, за всю свою историю, создать устойчивые многонациональные государства ("империи"). Русь (а потом -- Россия), не ведя никаких завоевательных войн, а только оборонительные, начав с крошечного Московского княжества, к XX веку освоила шестую часть суши, заселённую сотнями народностей, сохранивших свои национальные культуры и мирно уживавшихся со всеми своими соседями, как россияне. В течение этого процесса ни один народ не подвергался ни избиениям, ни выселениям, ни русификации, ни превращению в рабов. Лишь в результате покорения человеконенавистнической идеологией марксизма, эти народности -- опять же с помощью и поощрением запада -- проявили желание отделиться. Но этот процесс ещё далеко не закончен и, если русская нация сможет вернуться к своим тысячелетним традициям, то всё может стать на своё место.

Вопросы. Западные "влияния".

  1. Как Русь оказалась лицом к лицу с западом и востоком?
  2. Что такое гуманизм?
  3. Что послужило толчком к развитию гуманизма?
  4. Как католицизм относился к православию?
  5. Что говорит о самостоятельном развитии русской морали и культуры?

--------------------------------------

Открыть следующий урок

В начало

Rambler's Top100