Урок 32. РАСКОЛ.

1. Патриарх Никон

В 1652 г. патриархом стал новгородский митрополит Никон. Родом он был из крестьян Нижегородского уезда, но, благодаря глубокой вере, своему уму и способностям, достиг высшего положения в русской церкви и государстве: отправляясь к войскам в 1654 г., царь Алексей Михайлович оставляет патриарха Никона управлять государством в его отсутствие.

32a.gif (49614 bytes)
Патриарх Никон 

Важным делом, которое проделал патриарх Никон, было исправление церковных книг. В этих книгах, переписывавшихся вручную около 700 лет, накопилось много ошибок, так как качество переписки зависело от грамотности переписчиков, работа которых часто не особенно проверялась.

Исправлять же церковные книги было трудным делом. Они не раз переводились с греческого и поэтому молитвы в них не всегда совпадали. Например, в одних рукописях писалось: "Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ", а в других -- "Христос Воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи". Чтобы определить, какой текст правильный, нужно было знать, как славянский, так и греческий языки. Кроме этого, в богослужебных русских книгах были узаконены различные обряды и обычаи, которых не было у греков. Всё это приводило к недоразумениям и спорам.

2. Характер п. Никона

Богослужебные книги уже начали исправляться предшественниками Никона, патриархами Гермогеном (1606-1612), Филаретом (1619-1633), Иоасафом (1634-1640) и Иосифом (1642-1652). Но у них не было той решимости, которая требовалась для этого дела, да и у правщиков и печатников не хватало нужных знаний. Хотя решимости у патриарха Никона оказалось достаточно, его крутой характер вызывал отрицательную реакцию, как к нему лично, так и к его начинаниям. От священников, например, он требовал должного знания Священного Писания и церковной службы, христианской жизни. С духовенством, не исполнявшим его требования, он был чрезвычайно строг. За пьянство, патриаршие стрельцы сажали провинившихся духовных лиц в тюрьму, а за повторные нарушения -- ссылали в сибирские монастыри. Следует сказать, что к самому себе патриарх Никон был ещё строже, чем к другим: ревностно соблюдал иноческие обеты, каждый день слушал службы, часто служил сам.

Огромная власть патриарха Никона в государственных делах тоже создавала ему многочисленных врагов. А власть его действительно была велика. Так, воссоединение Украины было прямым последствием просьбы Никона на Земском Соборе 23 октября 1653 г. к царю начать войну с Польшей и принять Богдана Хмельницкого с его войском и землями под свою защиту. Когда эта война началась, патриарх Никон выставил, от себя лично, 10.000 воинов (столько же выставили все монастыри).

Так как все свои преобразования патриарх Никон проводил резко и прямолинейно, то, в большинстве случаев, они только увеличивали количество его врагов. При этом разумность его преобразований не играла большой роли. Возникновение староверчества (людей, отказавшихся признать новые исправленные книги) во многом обязано этому фактору.

3. Исправление книг

В 1654 г. патриарх Никон созвал собор и представил ему предложенные им исправления. Собор их утвердил и постановил, что книги должны исправляться по древним русским и греческим текстам. Никон, однако, обратился ещё и к восточным патриархам с просьбой рассмотреть эти поправки. В 1655 г. царьградский патриарх прислал ответ, утверждающий исправления Никона.

32b.gif (15263 bytes)

Книги начали исправлять и рассылать по всему государству. Кроме исправлений текста, также были исправлены некоторые обряды. Креститься, например, предписывалось не двумя пальцами, как раньше, а тремя.

Новые отпечатанные книги и введение новых обрядов многими были встречены враждебно. Многие миряне и священники считали, что нужно хранить старую веру и не принимать новые книги и обряды. Людей, не признающих новые книги и порядки, стали называть староверами и преследовать. Так начался РАСКОЛ, продолжающийся до наших дней.

4. Соловецкий бунт

Решительно отказался принять новые книги (ещё в 1657 г.) знаменитый Соловецкий монастырь. 8 июля 1658 г. Соловецкий иноческий Собор, возглавляемый игуменом Илиёй, составил приговор о непринятии новых книг. Не признали там и постановления Соборов 1666-67 гг., равно как и назначенного патриархом Иоасафом II нового архимандрита Иосифа. Всё это в значительной мере было делом рук сосланных туда противников Никона.

С 1668 г. к Соловецкому монастырю посылались войска, но с приказами "потеснить", но не делать "приступа" и "не стрелять по ограде". В монастыре же были собраны огромные запасы продовольствия, было 90 пушек, 900 пудов пороха и множество ядер. Только в декабре 1675 г. была сделана попытка взять монастырь приступом (безуспешно) и 22 января 1676 г. монастырь, наконец, был взят, зачинщики казнены, другие разосланы в остроги. Покаявшихся простили и оставили жить в монастыре.

5. Разгар раскола

Военная победа в Соловецком монастыре не изменила духовной атмосферы севера. Богомольцы, возвращавшиеся от стен осаждённого монастыря, разносили весть о страдающих в благочестии насельниках и нечестии царя. Когда 29 января, через несколько дней после победы, скончался царь Алексей, пошёл слух, что перед смертью царь познал своё преступление и посылал приказ отступить, да было поздно. Побеждённые монахи прославлялись народом как "новые страстотерпцы и преподобномученики".

Вследствие большого влияния Соловецкого монастыря на севере, именно здесь особенно интенсивно стал распространяться раскол. В глуши лесов завелись скиты "поморян". С севера раскол перекинулся в новгородские и псковские земли, в Прибалтику, в костромскую, вязниковскую, брянскую и керженскую области. Некоторые раскольники уходили в Польшу, на Кавказ, в Сибирь. На юге раскол привился среди донских казаков. Раскол стал неотъемлемой частью русской действительности.

6. Значение раскола

Последствия раскола не замедлили сказаться в самом ближайшем будущем: в царствование Петра I ("великого"), разъединённая церковь не найдёт в себе сил противостоять желанию Петра подчинить церковь гражданской власти и, таким образом, развязать себе руки и подменить русскую православную монархию строем, где глава государства обладал диктаторской властью. Раскол явился вехой в русской истории, после которой духовная жизнь государства начала утрачивать свою православную сущность. Степень преследования раскольников в течение последующих более 200 лет во время царствования различных императоров менялась, но только в 1905 г., перед Пасхой, император Николай II даст свободу всем конфессиям (за исключением изуверских).

Всё это вносило разделение в государство и создавало почву для распространения всевозможных сект, как русского, так и зарубежного происхождения, подрывая православие.

Вопросы. Раскол.

  1. Кто был патриарх Никон? О чём говорит факт что такой человек, как Никон, достиг самых вершин власти?
  2. Почему церковные книги нуждались в исправлении?
  3. Почему патриарха Никона многие не любили? Как это влияло на успех начинаний патриарха Никона?
  4. Как было начато исправление книг?
  5. Как были приняты новые книги?
  6. Роль Соловецкого бунта в развитии раскола.
  7. Какое значение имел раскол для а) православия? б) государства в целом?

--------------------------------------

Открыть следующий урок

В начало

Rambler's Top100