Деятельность советской власти по расколу
Русской Православной Церкви
или ”Облик поработителей России”


Приёмная

Оглавление

Ссылки!

mail2.GIF (493 bytes)

 

От редакции узла ”Мысли о России”

В течение 10 лет после захвата власти в России в 1917 г., советская власть, не покладая рук, работала над порабощением Русской Православной Церкви, используя для этого любые методы. Этого она добилась в 1927 г., когда митрополит Сергий (Страгородский), 16/29 июля 1927 г., выпустил свою Декларацию , отдавшую Церковь в коммунистическое рабство. С этого момента и до наших дней  все действия Русской Православной Церкви, включая назначения иерархов и всего духовенства, тщательно контролировались ЦК КПСС и КГБ. Чтобы хотя бы частично уяснить себе в какие руки попала Церковь на последующие 70 лет, ниже приведены некоторые документы. Следует учитывать, что многие, самые зверские, расправы над русскими людьми совершались по УСТНЫМ инструкциям Ленина и прочих иудейских главарей.

divider.gif (842 bytes)

ОГЛАВЛЕНИЕ
(Чтобы открыть любой документ, щёлкните мышкой его название;
чтобы вернуться в оглавление, щёлкните мышкой дату документа
или выделенные синим слова в названии документа)

1. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах.
2.Указание Ленина о необходимости ускорения уничтожения религии и как можно большего количества расстрелов священнослужителей
3.Из письма Дзержинского Лацису
4.Письмо В.И. Ленина членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении Церкви.
5.Письмо Троцкого членам Политбюро ЦК РКП(б) о необходимости поддержки "лояльной группы духовенства во главе с епископом Антонином" в целях углубления раскола последних со "старой церковной иерархией".
6.Признание схизматического церковного управления руководящими иерархами, в том числе митроп. Сергием (Страгородским).
7. Рапорт начальника VI отделения Секретного отдела ГПУ Е.А. Тучкова начальнику Секретного отдела ГПУ Т.П. Самсонову об "уклоне в сторону гуманности" в деятельности обновленческого ВЦУ и сотрудника VIII отдела НКЮ М.В. Галкина.
8. Из секретной телеграммы ЦК.
9. Распоряжение Президиума ВЦИК Донскому облисполкому об "особенно внимательном и деликатном отношении" к нуждам "Живой церкви" со стороны советской власти.
10. Сводка №3 6-го отделения Секретного отдела ГПУ "о расколе духовенства" за период с 15 июля по 20 августа 1922 г.
11. Из доклада о тихоновщине начальника 6-го отделения секретного отдела ГПУ Е. Тучкова.
12. Из протокола № 2 заседания комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства
13. Из доклада в Политбюро ЦК РКП о работе антирелигиозной комиссии за период времени с 12 по 24/XI-22г.
14. Из доклада Председателя “анти-религиозной” комиссии Попова
15. Анафематствование Патриархом Тихоном "Живой Церкви".
16. Из доклада о церковниках и сектах за время с 1 июля по 15 сентября 1923 г.
17. Из протокола № 15 заседания Комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК РКП(б)
18. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и "Малого Собора епископов" о переходе на "новый" (григорианский) календарь в богослужебной практике.
19. Распоряжение ("Резолюция") Святейшего Патиарха Тихона об отмене в богослужебной практике "нового" (григорианского) календарного стиля.
20. Из протокола № 39…20 ноября 1923 года.
21. Из протокола № 39…20 ноября 1923 года.
22. Из протокола № 46/ 47 … 21 марта 1924 года.
23. Из протокола № 49… 8 апреля 1924 года.
24. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об образовании высших органов церковного управления: Священного Синода и Высшего Церковного Совета — со включением в состав последнего протопресвитера В.Д. Красницкого и др.
25. Из протокола № 52… 17 июня 1924 года.
26. Из протокола № 53/54… 2 июля 1924 года.
27. Из протокола № 55… 3 сентября 1924 года.
28. Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский "новый" стиль).
29. Из протокола № 57… 1 ноября 1924 года.
30. Из протокола № 61… 5 декабря 1924 года.
31. Из протокола № 64… 14 февраля 1925 года.
32. Из протокола № 66… 11 ноября 1925 года.
33. Из протокола № 72… 24 апреля 1926 года.
34. Из протокола № 75… 3 июля 1926 года.
35. Ходатайство начальника СПО ОГПУ Я.С.Агранова о награждении Е.А. Тучкова.

 

20.01 (02.02) 1918.
1. Декрет СНК о Свободе совести, церковных и религиозных обществах

1. Церковь отделяется от государства.
2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан.
3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповедыванием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются.
Примечание: Из всех официальных актов всякое указание на религиозную принадлежность и непринадлежность граждан устраняется.
4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными обрядами или церемониями.
5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан и Советской Республики.
Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности.
6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей.
7. Религиозная клятва или присяга отменяется.
В необходимых случаях даётся лишь торжественное обещание.
8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью: отделами записи браков и рождений.
9. Школа отделяется от церкви.
Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается.
10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими ни преимуществами, ни субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений.
11. Принудительное взыскание сборов и обложений в пользу церковных или религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются.
12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют.
13. Все имущества существующих в России церковных и религиозных обществ объявляются народным достоянием.
Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

Председатель Совета Народных Комиссаров В.Ульянов (Ленин).
Народные комиссары: Н.Подвойский, В.Алгасов. В.Трутовский, А.Шлихтер, П.Прошьян, В.Менжинский, А.Шляпников, Г.Петровский.
Управляющий делами Вл.Бонч-Бруевич.
Секретарь Н.Горбунов.

01.05.1919.

2. Указание Ленина о необходимости ускорения уничтожения религии и как можно большего количества расстрелов священнослужителей

Строго секретно

Председателю ВЧК тов. Дзержинскому Ф.Э.

УказаниеВ соответствии с решением В.Ц.И.К. и Сов. Нар. Комиссаров, необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией.
Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно (подчёркнуто в тексте — прим. сост.) и повсеместно. И как можно больше.
Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады.

Председатель В.Ц.И.К. М. Калинин
Председатель Сов. Нар. Комиссаров В. Ульянов (Ленин)
Размещалось в 1999г. на Интернет-странице общества "Память", где было приведено факсимиле этого документа.

09.04.1921.

3. Из письма Дзержинского ЛацисуЦерковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать ее в обновленной форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой... Наша ставка на коммунизм, а не религию. Ликвидировать может только ВЧК...9/IV-21 г. Дзержинский.
ЦПА, Ф. 76, оп. 3, ед. хр. 196, л. 2. 3.

 

19.03.1922.

4. Письмо В.И. Ленина членам Политбюро о событиях в г. Шуе и политике в отношении Церкви

Товарищу Молотову для членов ПолитбюроСтрого секретноПросьба ни в коем случае копий не снимать,  а каждому члену Политбюро (тов. Калинину тоже)  делать свои пометки на самом документе. Ленин.По поводу происшествия в Шуе, которое уже поставлено на обсуждение Политбюро, мне кажется, необходимо принять сейчас же твердое решение в связи с общим тоном борьбы в данном направлении. Так как я сомневаюсь, чтобы мне удалось лично присутствовать на заседании Политбюро 20 марта, то поэтому я изложу свои соображения письменно.Происшествие в Шуе должно быть поставлено в связь с тем сообщением, которое недавно РОСТА переслало в газеты не для печати, а именно сообщение о подготовляющемся черносотенцами в Питере сопротивлении декрету об изъятии церковных ценностей. Если сопоставить с этим фактом то, что сообщают газеты об отношении духовенства к декрету об изъятии церковных ценностей, а затем то, что нам известно о нелегальном воззвании Патриарха Тихона, то станет совершенно ясно, что черносотенное духовенство во главе со своим вождем совершенно обдуманно проводит план дать нам решающее сражение именно в данный момент.Очевидно, что на секретных совещаниях влиятельнейшей группы черносотенного духовенства этот план обдуман и принят достаточно твердо. События в Шуе лишь одно из проявлений этого общего плана.Я думаю, что здесь наш противник делает громадную ошибку, пытаясь втянуть нас в решительную борьбу тогда, когда она для него особенно безнадежна и особенно невыгодна. Наоборот, для нас именно данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем с 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову и обеспечить за собой необходимые для нас позиции на много десятилетий. Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления. Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету.Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (надо вспомнить гигантские богатства некоторых монастырей и лавр). Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы. Взять в свои руки этот фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей (а может быть и несколько миллиардов) мы должны во что бы то ни стало. А сделать это с успехом можно только теперь. Все соображения указывают на то, что позже сделать это нам не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечил нам сочувствие этих масс, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне.Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществить их самым энергичным образом и в самый короткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. Это соображение в особенности еще подкрепляется тем, что по международному положению России для нас, по всей вероятности, после Генуи окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть, даже чересчур опасны. Сейчас победа над реакционным духовенством обеспечена полностью. Кроме того, главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов, т.е. эсерам и милюковцам, борьба против нас будет затруднена, если мы именно в данный момент, именно в связи с голодом проведем с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства.Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий. Самую кампанию проведения этого плана я представляю следующим образом:Официально выступать с какими бы то ни было мероприятиями должен только тов. Калинин, — никогда и ни в каком случае не должен выступать ни в печати, ни иным образом перед публикой тов. Троцкий. Посланная уже от имени Политбюро телеграмма о временной приостановке изъятий не должна быть отменяема. Она нам выгодна, ибо посеет у противника представление, будто мы колеблемся, будто ему удалось нас запугать (об этой секретной телеграмме, именно потому, что она секретна, противник, конечно, скоро узнает).В Шую послать одного из самых энергичных, толковых и распорядительных членов ВЦИК или других представителей центральной власти (лучше одного, чем нескольких), причем дать ему словесную инструкцию через одного из членов Политбюро. Эта инструкция должна сводиться к тому, чтобы он в Шуе арестовал как можно больше, не меньше, чем несколько десятков, представителей местного духовенства, местного мещанства и местной буржуазии по подозрению в прямом или косвенном участии в деле насильственного сопротивления декрету ВЦИК об изъятии церковных ценностей. Тотчас по окончании этой работы он должен приехать в Москву и лично сделать доклад на полном собрании Политбюро или перед двумя уполномоченными на это членами Политбюро. На основании этого доклада Политбюро даст детальную директиву судебным властям, тоже устную, чтобы процесс против шуйских мятежников, сопротивляющихся помощи голодающим, был проведен с максимальной быстротой и закончился не иначе, как расстрелом очень большого числа самых влиятельных и опасных черносотенцев г. Шуи, а по возможности также и не только этого города, а и Москвы и нескольких других духовных центров.Самого Патриарха Тихона, я думаю, целесообразно нам не трогать, хотя он несомненно стоит во главе всего этого мятежа рабовладельцев. Относительно него надо дать секретную директиву Госполитупру, чтобы все связи этого деятеля были как можно точнее и подробнее наблюдаемы и вскрываемы, именно в данный момент. Обязать Дзержинского, Уншлихта лично делать об этом доклад в Политбюро еженедельно.На съезде партии устроить секретное совещание всех или почти всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работниками ГПУ, НКЮ и Ревтрибунала. На этом совещании провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. ( * ) * По неполным данным, в течение 1922 года было уничтожено 8100 духовных лиц, кроме того тысячи людей погибли, защищая святые иконы и священные сосуды от комиссий по изъятию церковных ценностей (Журнал "Слово", №5, 1991, М.)....Для наблюдения за быстрейшим и успешнейшим проведением этих мер назначить тут же на съезде, т. е. на секретном его совещании, специальную комиссию при обязательном участии т. Троцкого и т. Калинина, без всякой публикации об этой комиссии с тем, чтобы подчинение ей всей операции было обеспечено и проводилось не от имени комиссии, а в общесоветском и общепартийном порядке. Назначить особо ответственных наилучших работников для проведения этой меры в наиболее богатых лаврах, монастырях и церквах.Ленин.Прошу т. Молотова постараться разослать это письмо членам Политбюро вкруговую сегодня же вечером (не снимая копий) и просить их вернуть Секретарю тотчас по прочтении с краткой заметкой относительно того, согласен ли с основою каждый член Политбюро или письмо возбуждает какие-нибудь разногласия.Опубликовано по "Архивы Кремля. В 2-х кн. Политбюро и церковь. 1922—1925гг.", — М. — Новосибирск, "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), "Сибирский хронограф", 1997—1998, кн.1, с.140.

 

14.05.1922.

5. Письмо Троцкого членам Политбюро ЦК РКП(б) о необходимости поддержки "лояльной группы духовенства во главе с епископом Антонином" в целях углубления раскола последних со "старой церковной иерархией".

Совершенно секретноВсем членам Политбюро ЦК, копия редакции “Правды”,
копия редакции “Известий”, т. Ленину.По поводу воззвания лояльной группы духовенства, во главе с епископом Антонина, в “Правде” напечатана небольшая заметка, в “Известиях” нет ничего. Опасаюсь, что пресса не обратит должного внимания на этот документ, который будет иметь, однако, огромные последствия в смысле полного раскола между демократической сменовеховской частью церкви и ее монархически-контрреволюционными элементами. Сейчас мы, разумеется, полностью и целиком заинтересованы в том, чтобы поддержать сменовеховскую церковную группу против монархической, ни на йоту, разумеется, не отступая от нашего государственного принципа об отделении церкви от государства, а тем более от нашего философски-материалистического отношения к религии. Сейчас, однако, главная политическая задача состоит в том, чтобы сменовеховское духовенство не оказалось терроризированным старой церковной иерархией. Отделение церкви от государства, нами раз навсегда проведенное, вовсе не означает безразличие государства к тому, что творится в церкви как в материально-общественной организации, а не как в общине верующих. Верхи церкви имеют в своем распоряжении самые разнообразные громы для устрашения лояльных элементов. Политика черного церковного терроризма сохранила всю свою силу до последних дней. Оппозиционные лояльные и прогрессивные элементы духовенства, исходя отчасти из ложного и чисто формально понятого принципа отделения церкви от государства, отчасти наблюдая переходившую всякие пределы терпимость государства по отношению к контрреволюционным верхам церкви, не рассчитывали, что государство окажет им поддержку как гражданам, как представителям группы верующих против происков и мер материальной репрессии со стороны церковных верхов.Одна из задач печати в этом вопросе в настоящее время состоит именно в том, чтобы поднять дух лояльного духовенства, внушить ему уверенность в том, что в пределах его бесспорных прав государство его в обиду не даст, хотя, разумеется, государство отнюдь не покушается на регулирование чисто религиозных споров и отношений.Во всяком случае необходимо:1) уделить воззванию Антонина и др. видное место, как симптому, имеющему историческое значение;
2) давать в прессе вообще как можно более информации о движении в церкви, всемерно оглашая, подчеркивая и комментируя сменовеховские голоса;
3) не скрывая нашего материалистического отношения к религии, не выдвигать его, однако, в ближайшее время то есть в оценке нынешней борьбы, на первый план, дабы не толкать обе стороны к сближению, а наоборот, дать возможность борьбе развернуться в самой яркой и решительной форме;
4) критику сменовеховского духовенства и примыкающих к нему мирян вести не с материалистически-атеистической точки зрения, а с условно-демократической точки зрения: вы слишком запуганы князьями, вы не делаете всех выводов из засилья монархистов в церкви, вы не оцениваете всей вины официальной церкви перед народом и революцией. и пр. и пр.;
5) однако, уже и сейчас необходимы историко-материалистические статьи о православной церкви, с выяснением основных особенностей ее развития, как сословно-классовой организации (почему в православной церкви не было буржуазной реформации, переплет начинающейся буржуазной реформации в церкви и пролетарской революции в государстве и пр. и пр.);
6) Главполитпросвету всемерно готовиться к тому, чтобы все вопросы, не только церкви, но и религии, поставить ребром, в самой популярной общедоступной форме в листовках и устных речах в самом близком будущем, когда внутренняя борьба церкви привлечет к этому вопросу внимание широчайших народных масс и разрыхлит почву для семян атеизма и материализма.Л. Троцкий
14/V-22 г.P.S. Еще раз повторяю, что редакции “Правды” и “Известий” не отдают себе достаточного отчета в огромной исторической важности того, что происходит в церкви и вокруг нее. Только путем величайших нажимов удается получить статью по этому вопросу. Затем все входит в колею. Мельчайшая генуэзская дребедень занимает целые страницы, в то время как глубочайшей духовной революции в русском народе (или, вернее, подготовке этой глубочайшей революции) отводятся задворки газет.Л. Троцкий.верно! 1000 раз верно! Долой дребедень!
Ленин.
15/V.Известия ЦК КПСС. 1990. №4. С. 196—197.
Публикуется по: Русская Православная Церковь в советское время (1917—1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995, с. 188—190.
ЦПА, Ф. 2, оп. 1, ед. хр. 27072.

 

16.06.1922.

6. Признание схизматического церковного управления руководящими иерархами, в том числе митроп. Сергием (Страгородским).

ВоззваниеМы, Сергий, митрополит Владимирский и Шуйский, Евдоким, архиепископ Нижегородский и Арзамасский, и Серафим, архиепископ Костромской и Галичский, рассмотрев платформу Временного Церковного Управления и каноническую законность Управления, считаем его единственной, канонически законной верховной церковной властью и все распоряжения, исходящие от него, считаем вполне законными и обязательными.Мы призываем последовать нашему примеру всех истинных пастырей и верующих сынов церкви, как вверенных нам, так и других епархий.Митрополит Сергий.
Архиепископ Серафим.
Архиепископ Евдоким.
ЖЦ. 1922. №4—5. С.1.
Публикуется по: Русская Православная Церковь в советское время (1917—1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995, с. 197.

 

24.07.1922.

7. Рапорт начальника VI отделения Секретного отдела ГПУ Е.А. Тучкова начальнику Секретного отдела ГПУ Т.П. Самсонову об "уклоне в сторону гуманности" в деятельности обновленческого ВЦУ и сотрудника VIII отдела НКЮ М.В. Галкина.

НАЧАЛЬНИКУ СОГПУ тов. САМСОНОВУНач[альника] 6 отд[еления] СОГПУ т. ТУЧКОВАРапортДоношу, что за последнее время в работе отделения по расколу церковников, создаются некоторые ненормальности, вследствии которых не представляется возможным провести ту линию, которая намечена. В В.Ц.У. вопреки нашему желанию наметилась определённая тенденция не принимать и не утверждать попов, дьяконов и т.д. с подмоченными репутациями как-то: рас[с]триг, иллиадорцов и т.д. Замечается также уклон в сторону гуманности по отношению к высшим антисоветским иерархам и к кристолизации членов групп "Живая Церковь" и если ещё добавить к этому зачисление б. обер-прокурора ЛЬВОВА Управделами ВЦУ, то это будет совсем солидно.Я усмотрев такой поворот в поведении В.Ц.Управления вызвал Красницкого и информировался. Последний говорит, что нами дескать делается и проводится, это есть директивы т. ГАЛКИНА.Я имея в виду эту работу очень ответственной и серьёзной, докладываю Вам о вышеизложенном, прошу дать указания следует ли впредь 6-му отделению продолжать дальнейшую работу по даче директив и указаний ВЦУ или только вести работу в области исключительно агентурно-оперативного характера, ибо разрозненые действия с одной стороны тов. ГАЛКИНА с другой нашей могут принести много неудобств не только здесь, но отразится и на местах, где уже нами эта работа достаточно хорошо налажена.П.П. НАЧАЛЬНИК 6-го отделения СОГПУ: Е. Тучков"24" июля 1922 года. —— ЦА ФСБ, ф. 2, оп. 4, д. 372, л. 81. Машинописны подлинник, подпись, число даты и формула "П.П." — автограф.
Опубликовано по "Архивы Кремля. В 2-х кн. Политбюро и церковь. 1922—1925гг.", — М. — Новосибирск, "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), "Сибирский хронограф", 1997—1998, кн.2, № II—153, с.309.

8. Из секретной телеграммы ЦК.

Строго секретноНужно “расколоть” попов, или, вернее, углубить и заострить существующий уже раскол...Мы должны вести агитацию исходя из того основного сейчас факта, что мы считаемся сейчас с попами не как с жрецами какой-то религии, а как с группой граждан, которым государство доверило на известных условиях ценности.В этой группе граждан — раскол. Одна их часть независимо от их религиозных предрассудков (нас сейчас не интересующих) признает необходимость передать ценности для спасения голодающих; другая же часть — “князья церкви” — жадные, хищные и развращенные, идущие против народа, всемерно борется против этого, терроризируя низы. Задача агитации поддерживать сейчас эти низы против верхов, дать им понять и почувствовать, что государство не позволит верхам терроризировать низы, поскольку они стремятся обеспечить исполнение декретов рабоче-крестьянской власти. Еще раз: политическая задача состоит в том, чтобы изолировать верхи церкви, скомпрометировать их на конкретном случае их помощи голодающим и затем показать им суровую руку рабочего государства, умеющего карать тех, кто осмеливается выступать против него.Секретарь ЦК РКП Молотов
ЦПА, Ф. 17, оп. 11, ед. хр. 147, л.35.

15.08.1922.

9. Распоряжение Президиума ВЦИК Донскому облисполкому об "особенно внимательном и деликатном отношении" к нуждам "Живой церкви" со стороны советской власти.

РОСТОВ-ДОНДОН-ИСПОЛКОМ.В Президиум ВЦИК 14/VIII—с.г. поступило прошение от представителей духовенства на съезде "Живой Церкви" в Москве о закреплении Казанской б. полковой церкви за православной общиной, согласно ранее заключенному договору.Так как на основании декрета такие дела решаются местною Советскою Властью, которой к руководству издана инструкция Наркомюста, то Президиум ВЦИК пересылает означенное прошение на распоряжение Ваше.Причем обращаем внимание на необходимость установления действительно важной общественной надобности при невозможности удовлетворения ее другим путем. "Живая Церковь", лояльная по отношению к Советской Власти должна встретить особенно внимательное и деликатное отношение к ее нуждам со стороны Советской Власти. —При сем прошение от 9 августа 1922 года.ЧЛЕН ПРЕЗИДИУМА ВЦИК(Смидович)— ГАРФ, ф. 1235, оп. 58, д. 34, л. 52. Машинописный экземпляр того времени. Это отпуск, сохранивший машинописную дату с приписанными от руки числом и первой цифрой года "15 Августа [19]22" в левом верхнем углу, которая была на первом экземпляре закладки внесена в бланк. Ниже даты рукописный исходящий номер.
Опубликовано по "Архивы Кремля. В 2-х кн. Политбюро и церковь. 1922—1925гг.", — М. — Новосибирск, "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), "Сибирский хронограф", 1997—1998, кн.2, № II—154, с.310.

14.09.1922.

10. Сводка №3 6-го отделения Секретного отдела ГПУ "о расколе духовенства" за период с 15 июля по 20 августа 1922 г.

Совер[шенно] Секретно.

СВОДКА № 3

6-го Отделения СОГПУ о расколе духовенства[,] составленная по материалам[,] полученным с 15 по 20 августа. —Отпечатано в количестве 6-ти экз[емпляров] и разослано т.т. ДЗЕРЖИНСКОМУ, УНШЛИХТУ, МЕНЖИНСКОМУ, ТРОЦКОМУ, СТАЛИНУ и САМСОНОВУ. —

ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГУБЕРНИИ.

БРЯНСКАЯ:
Викарный епископ Алексей в "Брянских Известиях" осуждает политику Тихона и заявляет себя сторонником обновленческого движения. Его поддерживают несколько активных церковников, встречающих сочувствие в низах духовенства. Организации "Живой Церкви" не создано. Обновленческое движение тормозится епархиальным архиереем Амвросием, определенным сторонником Тихоновского толка. Брянский Губотдел подчеркивает необходимость удаления Амвросия и если возможно назначение на его место Алексея.ВЛАДИМИРСКАЯ:
Обновленческое движение за исключением Суздальского уезда развивается слабо.В Александровском, Гороховецком, Муромском, были попытки к объединению церковных обновленцев, но кончилось неудачей. В последний момент удалось организовать слабую ячейку в Александровском уезде, сильнее в Муромском. Муромский священник ВОСКРЕСЕНСКИЙ выпустил воззвание, в коем, "свидетельствуя о полном развале церкви, руководимой высшей иерархией, приглашает духовенство сплотиться для выработки новых форм церковного Управления". К этому воззванию подписи свои присоединили: погоста Липовец свящ[енник] БЕНЕВОЛЕНСКИЙ, дьякон КУДРЯВЦЕВ, погоста Зяблицкаго протои[e]p[еи] САДИКОВ и ЦЕЛЕБРОВСКИЙ, села Арефина свящ[енники] Вас[илий] СОКОЛОВ и Вл[адимир] СОКОЛОВ, села Иголкина свящ[енник] УШАКОВ, села Варежа свящ[енник] КАСАТКИН. Движение во Владимирской губернии противодействует: еп[ископы] Афанасий и Василий, игумен Суздальского монастыря Леонтий СТАСЕВИЧ. МЕСТНАЯ ГАЗЕТА "ПРИЗЫВ" НА ЦЕРКОВНЫЙ ВОПРОС РЕАГИРУЕТ СЛАБО.ВОРОНЕЖСКАЯ:
В ряде уездов и городов состоялись окружные съезды духовенства. В Караче, в количестве 45 человек под председательством свящ[енника] МЕДВЕДЕВА и в присутствии еписк[опа] СЕРАФИМА. На съезде переорганизовано местное окружное церковное управление. Состав его вошли: еп[ископ] Серафим, прот[оиерей] КНИЖНИКОВ, свящ[енники] ФЕДОРОВСКИЙ, КОЗМИН, ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ. Съездом одобрен и принят за руководство устав "Живой Церкви". В ЗАДОНСКЕ образовалась группа "Живая Церковь". Во главе ее встал местный епископ Иоанн. Секретарем группы — ученый Богослов Сергей ПОПОВ. Группой выпущены воззвания к верующим. 13/7 состоялось окружное собрание духовенства. Съезд постановил присоединиться к группе "Живая Церковь". Избрано новое окружное Управление в составе: еп[ископа] Иоанна, прот[оиереев] ЛЕБЕДЕВА, СМИРНИЦКАГО, ПОПОВА Н., ПОПОВА С. 18/7 съезд состоялся в ОСТРОГОЖСКЕ. Сюда прибыли представители КОРОТОЯЦКОГО уезда. Съездом послано приветствие ВЦУ. Избрано в окружное Управление свящ[енники] КОЗЛОВСКИЙ, ЖДАНОВ, ЗАМЯТИН, ЛЫКОВ, ШПАТОВ и два мирянина — РОШИН и ЮРОВ. НА СТРАНИЦАХ "НАШЕЙ ЖИЗНИ" ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЛЕВОГО КРЫЛА СВЯЩ[енник] СМИРНОВ КРИТИКУЕТ СЪЕЗД, НАЗЫВАЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ "ПЛОХИМИ ПРОГРЕССИСТАМИ" И СТАВЯ ИМ НА ВИД, ЧТО 1) НЕОСМЕЛИЛИСЬ ОТКРЫТО ОСУДИТЬ ТИХОНА ЗА ЕГО ВОЗЗВАНИЕ И ДРУГИЕ ДЕЛА, 2) НЕ СКАЗАЛИ ПРЯМО, ЧТО НАДО УНИЧТОЖИТЬ МНОГИЕ ОБРЯДЫ, ИЗОБРЕТЕННЫЕ ДУХОВЕНСТВОМ, ЧТОБЫ БЫЛО ЗА ЧТО ПОЛУЧАТЬ ДЕНЬГИ С МИРЯН. Такой же съезд духовенства 15/7 состоялся в ВАЛУЙКАХ. Все члены съезда в количестве 29 человек вступили в группу "Живая Церковь". Только один прот[оиерей] ГОРЬКОВ остался при особом мнении. 30/6 съезд состоялся в БОБРОВСКЕ. 10/6 в ВОРОНЕЖЕ, Митрофановском монастыре состоялся епархиальный съезд духовенства. Съезд признал ВЦУ каноническим и выразил ему подчинение. В состав епархиального управления вошли архимандрит Тихон, прот[оиерей] ПОПОВ, протоиерей СЕРГЕЕВ, свящ[енник] АВДИЕВ. Против образования новаго епархиального Управления возражал прот[оиерей] тихоновец АЛФЕРОВ. При чтении устава "Живая Церковь" с возражениями выступали миряне, требуя для себя место в новой церкви. Съезд вынес резолюцию ходатайствовать о пересмотре устава и включить в "Живую Церковь" мирян. На съезде в группу Ж[ивой] Ц[еркви] записались: еп[ископ] Филипп, прот[оиерей] ПОСТНИКОВ, АНТОНОВ, свящ[енники] ПОДОЛЬСКИЙ, НОВОМИРСКИЙ, ЧАХОВ, СТРАХОВ, ОДИНЦОВ, ПОПОВ Я., ФЕДОРОВ, ПОПОВ К., ПОПОВ А., протодьякон РЕЗНИКОВ, дьякон ИВАХМЕНКО, ХОМЕНКО, псаломщ[ик] НАЗАРЧЕНКО. Губернским съездом в Москву была отправлена следующая телеграмма: "воронежский губ[ернский] съезд духовенства и мирян единогласно приветствует ВЦУ, как правомочный орган высшей Церковной власти в России".ИВ[АНОВО-] ВОЗНЕСЕНСКАЯ:

30.10.1922.

11. Из доклада о тихоновщине начальника 6-го отделения секретного отдела ГПУ Е. Тучкова.

Совершенно секретноПять месяцев тому назад в основу нашей работы по борьбе с духовенством была поставлена задача: “борьба с тихоновским реакционным духовенством” и, конечно, в первую очередь с высшими иерархами, как-то: митрополитами, архиепископами, епископами и т.д.Для осуществления этой задачи была образована группа, так называемая “Живая церковь”, состоящая преимущественно из белых попов, что дало нам возможность поссорить попов с епископами, примерно, как солдат с генералами, ибо между белым и черным духовенством существовала вражда еще за долго до этого времени, так как последнее имело большое преимущество в церкви и ограждало себя канонами от конкуренции белых попов на высшие иерархические посты. Это обстоятельство нами было учтено и с этого было приступлено к осуществлению означенной задачи.Наряду с множеством статей, воззваний, речей и пр., в коих клеймилась тихоновская и монашеско-архиерейская политика и сам Тихон, попы, взяв в свои руки верховную церковную власть, приступили к реальному осуществлению этой задачи, т.е. удалению от управления епархиями тихоновских архиереев и замены их лояльными по отношению к Соввласти. В первую очередь заменялись архиереи особо реакционного плана...Окончательно разгромить тихоновский и полутихоновский епископат и лишить его управления церковью возможно было бы только в том случае, если бы вопреки канонам посвящать женатых попов в епископы и выбрать из них епископов с новыми взглядами, то в этом случае, несомненно, был бы епископат явно настроен против Тихона и его политики...По выполнении этой задачи, т.е. когда будет сломлена и дискредитирована тихоновщина, которая до сего времени имеет еще первенствующее значение, отсюда логический вывод, что наступает период паралича единства Церкви, что несомненно должно произойти на Соборе, т.е. раскол на несколько церковных групп, которые будут стремиться осуществить и проводить в жизнь каждая свою реформу.Начальник 6-го отделения секретного отдела ГПУ Е. Тучков.

30 октября 1922 г.
ЦПА, Ф. 5, оп. 2, ед. хр. 55, л. 43.

31.10.1922.

12. Из протокола № 2 заседания комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства Совершенно секретноСлушали:3. Доклад о положении дела борьбы с тихоновщиной и информация о работе ВЦУ* ...показали, что организация новых групп, ослабившая “Живую церковь” тогда, когда еще тихоновских приверженцев епископов оставалось правящими около 65 человек, оказалась мероприятием преждевременным, что тихоновцы, пользуясь неразберихой, стали после первого испуга приходить в себя и организовываться (правда, не под открытым тихоновским флагом), а в иных местах и действовать, выгоняя обновленцев из епархиальных управлений, и не подчиняются ВЦУ...Постановили:а) Взять более твердую ставку на группу “Живой церкви”, коалируя с нею левую группу;
б) усилить борьбу с тихоновщиной, в чем бы она ни выражалась, хотя бы в сопротивлении ВЦУ в центре и на местах;
в) развернуть широко работу по очистке от тихоновского и вообще черносотенного элемента приходских советов в центре и на местах;
г) провести ударным порядком смещение тихоновских епископов;
д) провести через ВЦУ повсеместное публичное признание Советской власти епархиальными советами. Предложить выполнить это к 1 января;
е) предложить через т. Красикова прокуратуре оказывать ГПУ всяческое содействие в административной борьбе с тихоновщиной;
ж) предложить ГПУ поставить хорошо дела в компрометации попов здесь и на местах;
з) находящихся в Москве на покое отстраненных епископов выдворить через ВЦУ в какой-либо отдаленный монастырь...
ЦПА, Ф. 5, оп. 2, ед. хр. 55, л. 41.

* Высшее Церковное Управление — обновленческое.

 Из доклада в Политбюро ЦК РКП о работе антирелигиозной комиссии за период времени с 12 по 24/XI-22г.

13. Специально созданной подкомиссией в составе тт. Красикова, Менжинского и Попова рассмотрены дела епископов, попов и мирян, уличенных в активной “тихоновщине”.Часть их постановлено подвергнуть административной ссылке от двух до трех лет. В качестве мест ссылки назначены в первую очередь Зырянская область (имеющая пункты, удаленные на полторы тысячи верст от ж.д. — абсолютно пустынные и глухие) и Хива, по своим географическим, этнографическим свойствам признана чрезвычайно благоприятным местом ссылки для реакционного духовенства. Другую часть находящихся под стражей епископов и попов, бывших ближайшими сотрудниками Тихона по Синоду и старому ВЦУ, решено предать суду вместе с бывшим патриархом...Принимаются меры к получению от представителей “Живой церкви” и ВЦУ конкретных материалов, устанавливающих контрреволюционную работу определенных лиц из состава тихоновского духовенства и реакционного мирянства на предмет применения к ним судебных и административных мер.В области разложения православной церквиПринятыми мерами удалось приостановить разгоревшуюся междоусобную борьбу обновленческих групп в целях создания хотя бы временно их общего фронта против “тихоновщины”, начавшей было заметно усиливаться в последнее время. Результатом явилось усиление репрессий со стороны ВЦУ по адресу “тихоновцев”...В принципе…ВЦУ... и в недалеком будущем будет проведен в жизнь переход к новому стилю с соответствующей передвижкой всех церковных праздников. Смысл означенных мер прежде всего сводится к дальнейшему углублению раскола Церкви...Работа по расколу Церкви требует средств, которые должны быть отпущены в распоряжение комиссии...ЦПА, Ф. 5, оп. 2, ед. хр. 55, л. 158-160.

 

12.12.1922.

14. Из доклада Председателя “анти-религиозной” комиссии ПоповаСовершенно секретноВ области борьбы с тихоновской контрреволюциейПосле того, как снята “головка” старой церкви в лице епископата… церковная контрреволюция имеет две точки опоры: реакционную часть белого духовенства, не желающую принимать церковной реформы, и довольно многочисленную на местах гражданскую церковную бюрократию в лице членов приходских советов...Комиссия держится твердого убеждения, что выбить церковную контрреволюцию из ее последних убежищ необходимо, не стесняясь никакими средствами и не останавливаясь перед самыми беспощадными репрессиями. Поэтому комиссия поручила ОГПУ принять срочные меры к самому точному учету всех реакционных элементов, засевших в приходских советах, и всех активных представителей духовенства, продолжающих в контакте с ними тихоновскую политику.Кроме того, как уже упоминалось в предыдущем отчете, на места даны директивы по части раскола мирян.В ближайшее время, перед разгаром соборной агитации, благодаря принимаемым сейчас мерам, удастся изъять значительную группу активных поборников контрреволюции из церкви.Следствие по тихоновскому делу подвигается вперед. На днях бывший патриарх был подвергнут допросу...В области разложения церквиКомиссия обратила внимание на существование в провинции многочисленных обновленческих органов, выходящих на наши средства и проявляющих тенденцию, вместо борьбы с церковной контрреволюцией заниматься мистикой и углублением религиозного учения. Для борьбы с этим вредным уклоном намечается закрытие большинства органов (для этого достаточно лишить их субсидий), оставшиеся в крупных областных центрах церковного движения предполагается взять под строгую цензуру с целью регулировать их направление в соответствии с церковной политикой...

12/XII — 22 г.
ЦПА, Ф. 5, оп. 2, ед. хр. 55, л. 228, 229.

 

19.12.1922.

15. Анафематствование Патриархом Тихоном "Живой Церкви".

Грамота Святейшего Тихона, патриарха ВсероссийскогоБожиею милостью смиренный Тихон, патриарх Московский и всея России всем архипастырям, пастырям и всему православному русскому народу.Благодать и милость Господа нашего Иисуса Христа да приумножится. В тяжелую годину наших испытаний, в годину торжества сатаны и власти антихриста, когда на наших глазах новыми иудами-предателями из рода нашего разрывается нетленный хитон Христов — Святая Церковь Православная, Мы, по долгу своего Первосвятительского служения, призываем всех верных сынов Божиих стать твердо и мужественно за веру Божию и на защиту Святой Церкви древлеправославной даже до уз, крови и смерти, если того потребуют обстоятельства жизни, и запрещаем признавать Высшее Церковное Управление, как учреждение антихриста, в нем же суть сыны противления Божественной Правде и церковным святым канонам.Сие же пишем, да ведомо будет всем вам, что властью, данной Нам от бога, анафематствуем Высшее Церковное Управление и всех имеющих с ним какое-либо общение.
Благодать Господа да пребудет со всеми вами. Аминь.
Смиренный Тихон, патриарх Московский и всея России.
Москва. Донской монастырь. 6 декабря 1922 г.ЦВе(К). 1922. №10-11.
Публикуется по: Русская Православная Церковь в советское время (1917—1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М.: "Пропилеи", 1995, с. 199.

 

18.09.1923.

16. Из доклада о церковниках и сектах за время с 1 июля по 15 сентября 1923 г.Совершенно секретноЗа отчетный период времени необходимо отметить, главным образом, о происходящем церковном хаосе в связи с освобождением Тихона.Освобождение, а в особенности раскаяние Тихона, распоряжение его о молении за Советскую власть и намерение перейти на новый стиль не только ошеломило церковников, но для многих более или менее видных советских деятелей это было также не совсем понятно. По одной версии, Тихон сошел с ума, по другой — продался большевикам, по третьей — все это подделка, и даже некоторые верующие Тихона самого считали поддельным, а, главным образом, боялись того, как бы Тихон не перешел в обновленцы; это верующих пугало больше всего. Когда же было выпущено Тихоном первое воззвание, то верующие убедились, что Тихон противообновленец и к нему отношение сразу изменилось в лучшую сторону, а его раскаяние перед Советской властью дало верующим возможность безбоязненно с ним общаться.Выкинутые Тихоном политические трюки страшно не понравились правым элементам, а более того им была противна его связь с ГПУ, о которой они стали узнавать после его освобождения, и в этой среде повелся разговор о том, как бы этот старик не выкинул чего-либо большего. Освобождение Тихона обновленцев испугало, т.к. первоначально они толковали это как свою ликвидацию гражданской властью и ставку на Тихона, но потом, убедившись в том, что их позиция в отношении власти так же крепка и что Тихон от суда отнюдь не освобожден, приступили к организации своих сил и наметили пути для борьбы с тихоновщиной, для чего всюду стали переформировывать свои ряды и привлекать к себе более авторитетных (из старых) архиереев, дабы противопоставить Тихону крепкую и серьезную оппозицию, и с этой же целью вместо ВЦУ назвали прежним именем “Синод”, кооптировав в состав его двенадцать старых тихоновских архиереев. Таким образом, раскол между тихоновцами и обновленцами все становился серьезнее и серьезнее. И к настоящему времени это две определенно враждебные между собой группы, считающие одна другую “раскольниками”...Враждебность этих течений доходит до форменной в церкви драки...…что роняет авторитет церкви и делает благоприятную почву для антирелигиозной пропаганды...Начальник 6-го отдела ОГПУ Тучков18 сентября 1923 г.
ЦПА, Ф. 89, оп. 4, ед. хр. 118, л. 4, 5.

 

06.03.1923.

17. Из протокола № 15 заседания Комиссии по проведению декрета об отделении церкви от государства при ЦК РКП(б)

Совершенно секретно. Хранить конспиративно.2) Не допустить решения на Соборе (обновленческом — ред.) вопроса о церковной реформе, мотивируя тем, что ВЦУ и обновленческие группы к реформе еще не подготовили верующих.3) Ограничившись информационным докладом об этом со стороны ВЦУ, по окончании Собора тут же созвать съезд в Москве всех обновленческих группировок, где поставить вопрос о церковной реформе, на котором углубить раскол между группами, перенося эту работу в этом направлении на места...ЦПА, Ф. 89, оп. 4, ед. хр. 115, л. 8.

24.09.(07.10)1923.

18. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и "Малого Собора епископов" о переходе на "новый" (григорианский) календарь в богослужебной практике

По почину Вселенского Патриарха и в согласии с другими Православными Автокефальными Церквами, пропустить в времяисчислении 13 дней так, чтобы после 1 октября старого стиля следовало 14 (в журнале ошибочно: 15. — Сост.)Вопрос о времени празднования Пасхи решить в согласии с Православными Церквами по постановлениям бывшего в Константинополе, в сем году Православного Собора.Призвать особым посланием всех архипастырей, пастырей и верующих мирян без смущения принять исправление церковного времяисчисления, так как это исправление нисколько не затрагивает ни догматов, ни священных канонов Православной Церкви, необходимо по требованиям асторономической науки и потребно для согласования церковной жизни с установленным уже во всех христианских странах времяисчислением...Безбожник, 1923, №41. 30 сент.
Акты, с. 299.

 

26.10(08.11).1923.

19. Распоряжение ("Резолюция") Святейшего Патиарха Тихона об отмене в богослужебной практике "нового" (григорианского) календарного стиля

Повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить...

Акты, с. 300.

20.11.1923.

20. Из протокола № 39…20 ноября 1923 года
Постановили:а) Поручить т. Тучкову провести через Тихона новый стиль...
б) Поручить ему же срочно расклеить и распространить тихоновское воззвание о введении им нового стиля...

ЦПА, Ф. 4, оп. 1, ед. хр. 565-а, л.74.

26.02.1924.

21. Из протокола № 45… 26 февраля 1924 года

Постановили:

б) Организацию Синода Тихону разрешить при условии, если он введет в этот Синод ряд лиц, хорошо ведомых ОГПУ.
в) Красницкого пока в Синод не вводить...
ЦПА, Ф. 4, оп. 1, ед. хр. 565-а, л.74.

 

21.03.1924.

22. Из протокола № 46/ 47 … 21 марта 1924 года

Постановили:б) Поручить т. Тучкову провести увольнение митрополита Дионисия и назначить вместо него Владимира, изгнанного польским правительством за русофильство в монастырь...
ЦПА, Ф. 4, оп. 1, ед. хр. 565-а, л.88.

08.04.1924.

23. Из протокола № 49… 8 апреля 1924 года

Постановили:

7. Принимая во внимание, что введение Красницкого к Тихону в управление политически выгодно, поручить т. Тучкову таковое осуществить и, если одних словесных воздействий будет недостаточно, тактично применить другие меры, могущие оказать на Тихона и его приближенных епископов соответствующее воздействие...
ЦПА, Ф. 4, оп. 1, ед. хр. 565-а, л.90.

08(21).05.1924.

24. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода об образовании высших органов церковного управления: Священного Синода и Высшего Церковного Совета — со включением в состав последнего протопресвитера В.Д. Красницкого и др.

Текст постановления опубликован в Актах, с. 318.

17.06.1924.

25. Из протокола № 52… 17 июня 1924 года

Постановили:Организацию же временных епархиальных тихоновских советов считать возможным только в том случае, если у последних будут отсутствовать антисоветские тенденции и произойдет слияние на местах тихоновских епископов с потерявшими авторитет живоцерковниками...
ЦПА, Ф. 4, оп. 1, ед. хр. 775, л. 94.

 

02.07.1924.

26. Из протокола № 53/54… 2 июля 1924 года

Постановили:2. а) Учитывая могущую быть опасность на почве явной поддержки обновленцев органами власти и ущемление тихоновцев, поручить ОГПУ дать директиву местам о прекращении репрессий, применяемых в тактических целях к тихоновцам с целью усиления обновленцев, не ослабляя в то же время борьбы с церковной контрреволюцией, проверяя все доносы обновленцев на староцерковников (тихоновцев) до их ареста...
4. Считать возможным разрешение поминания Тихона за богослужениями только в том случае, если Тихон согласится на формулу вместо слов “Всея России” — “Всего Союза Советских Социалистических Республик”. В случае согласия Тихона на такую формулу поручить ОГПУ и т. Красикову дать по своим линиям соответствующую директиву местам...
ЦПА, Ф. 4, оп. 1, ед. хр. 775, л. 96.

 

03.09.1924.

27. Из протокола № 55… 3 сентября 1924 года

Постановили:б) Поручить т. Тучкову принять меры к усилению правого течения, идущего против Тихона, и постараться выделить его в самостоятельную противо-тихоновскую иерархию.
в) Поручить ему же начать подготовительную работу по соединению Тихона с Синодом (Евдокимом)...
ЦПА, Ф. 4, оп. 1, ед. хр. 775, л. 98.

 

17(30).09.1924.

28. Заявление Святейшего Патриарха Тихона в Центральный Исполнительный Комитет по вопросам об отношении Православной Русской Церкви к календарной реформе (переходу на григорианский "новый" стиль)

Во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Тихона, Патриарха Московского и всея РоссииЗаявлениеВсероссийскому Центральному Исполнительному Комитету в лице Товарища Председателя своего, гражданина П.Г. Смидовича... угодно было предложить Нам высказаться в письменной форме по вопросу о возможности немедленного введения нового стиля в богослужебный круг Православной Церкви...

Полностью текст опубликован в Актах, с. 332—338.

 

01.11.1924.

29. Из протокола № 57… 1 ноября 1924 года

Постановили:б) Поручить т. Тучкову в течение 1925 года через церковные управления, главным образом через Тихона, добиться проведения нового стиля, так чтобы к 1 января 1926 года таковой был окончательно введен на все церковные праздники, в том числе и Пасху; при проведении необходимо иметь в виду, чтобы новый стиль в первую очередь был введен в городах и вообще в промышленных районах, с каковой целью поручить ОГПУ повести работу среди церковников, тактично применяя к упорно неподчинившимся попам соответствующие меры воздействия...
6. Поручить т. Тучкову через обновленческий Синод начать кампанию по образованию за границей обновленческих групп, которым бы наши полпреды могли передавать церковное имущество в связи с признанием СССР...
ЦПА, Ф. 4, оп. 1, ед. хр. 775, л. 104,105.

05.12.1924.

30. Из протокола № 61… 5 декабря 1924 года

Постановили:4. Считать монахов служителями культа и гражданских прав не давать.
ЦПА, Ф. 4, оп. 1, ед. хр. 775, л. 113.

 

14.02.1925.

31. Из протокола № 64… 14 февраля 1925 года

Постановили:б) Открытые с разрешения Ленинградского Губисполкома две Богословских академии (тихоновская и обновленческая) соединить в одну обновленческую академию, о чем поручить т. Тучкову снестись с Ленинградом.
в) Поручить т. Тучкову указать Ленинграду на целесообразность введения в программу богословских школ политграмоты, а также и экзаменов по сему предмету при вступлении на богословские курсы.
2. Признать возможным допущение религиозных бесед в церквях только во время церковной службы, о чем и поставить в известность административный отдел Моссовета...
ЦПА, Ф. 4, оп. 1. Ед. хр. 775, л.119, 120.

 

11.11.1925.

32. Из протокола № 66… 11 ноября 1925 года

Порядок дня:1) О дальнейшей церковной политике в связи со смертью Тихона...Постановили:а) Поручить т. Тучкову ускорить проведение наметившегося раскола среди тихоновцев.
б) В целях поддержки группы, стоящей в оппозиции к Петру (Местоблюстителю Патриаршества), поместить в “Известиях” ряд статей, компрометирующих Петра, воспользовавшись для этого материалами недавно закончившегося обновленческого Собора...
ЦПА, Ф. 4, оп. 1. Ед. хр. 775, л.39.

24.04.1926.

33. Из протокола № 72… 24 апреля 1926 года

Проводимую ОГПУ линию по разложению тихоновской части церковников признать правильной и целесообразной.Вести линию на раскол между митрополитом Сергием (назначенным Петром временным Местоблюстителем) и митрополитом Агафангелом, претендующим на Патриаршее Местоблюстительство, укрепляя одновременно третью тихоновскую иерархию — Временный Высший Церковный Совет во главе с архиепископом Григорием, как самостоятельную единицу.Выступление Агафангела с воззванием к верующим о принятии на себя обязанностей Местоблюстителя признать своевременным и целесообразным...
ЦПА, Ф. 4, оп. 2, ед. хр. 353, л. 9.

 

03.07.1926.

34. Из протокола № 75… 3 июля 1926 года

Ввиду того, что в Москве скопилось около 50 человек епископов, в то время как для обслуживания религиозных потребностей Москвы и губернии церковниками установлен штат в 5 человек, признать пребывание такого количества епископов политически вредным и поручить ОГПУ (т. Тучкову), не прибегая к арестам, путем предложения каждому в отдельности, принять меры к выезду наиболее вредных для жительства в монастырях по его (ОГПУ) усмотрению.
 ЦПА, Ф. 4, оп. 2, ед. хр. 353, л. 18.

 

01.09.1931.

35. Ходатайство начальника СПО ОГПУ Я.С.Агранова о награждении Е.А. Тучкова.

Секретно*Тучков Евгений Александрович происходит из семьи крестьянина бедняка. Член партии с 1917 года. В органах ВЧК-ОГПУ работает с 1918 года.
В настоящее время состоит в должности Начальника III-го Отделения Секретно-Политического Отдела ОГПУ.
Участвовал в 1919 г. в подавлении и ликвидации Мензединского восстания в Башкирии.
Под руководством тов. ТУЧКОВА и его непосредственном участии была проведена огромная работа по расколу православной церкви (на обновленцев, тихоновцев и целый ряд других течений). В этой работе он добился блестящих успехов.
При его непосредственном участии проводилась в 1921 году работа по изъятию церковных ценностей в пользу голодающих.
В 1923-25 гг. им были проведены два церковных собора (Всесоюзные съезды церковников), на которых был низложен патриарх Тихон и вынесено постановление об упразднении монастырей, мощей, а также о лояльном отношении церкви к Соввласти.
На протяжении ряда лет тов. ТУЧКОВЫМ проводилась серьезная работа по расколу заграничной православной русской церкви.
Блестяще проведена работа по срыву объявленного папой Римским в 1930 г. крестового похода против СССР.
Под непосредственным руководством и при участии тов. ТУЧКОВА была проделана серьёзнейшая работа по признанию сектантами службы в Красной Армии с оружием в руках, им ликвидирован ряд нелегальных к.р. организаций действовавших под флагом сектантских организаций.
Благодаря энергичной работе тов. ТУЧКОВА была раскрыта и ликвидирована в конце 1930 г. Всесоюзная к.р. монархическая организация церковников “Истинно-православная церковь”, опиравшаяся в своей а/с деятельности на черносотенно-клерикальные круги. Организация имела множество своих филиалов — 300 повстанческих ячеек, огнестрельное и холодное оружие.
Стоящий во главе этой организации церковно-политический центр, возглавлявшийся профессором ЛОСЕВЫМ, НОВОСЕЛОВЫМ, епископом Иосифом и др. — ставили своей задачей объединение под флагом церкви всех к.р. сил для свержения Советской власти и реставрации монархии. Целый ряд филиалов, как например филиалы на Северном Кавказе, в ЦЧО, Никольском районе Сев. Края и др. — превратились в ряд к.р. выступлений с лозунгами борьбы с коллективизацией, с ликвидацией кулачества и т.д.
Ликвидированная в 1929 г. на Сев. Кавказе повстанческая организация так наз. «имясла[в]цев» работала под руководством церковно-политического центра “Истинно-православная церковь”.
Под руководством тов. ТУЧКОВА за последние 2-3 года было ликвидировано несколько сотен крупных антисоветских организаций и группировок церковников повстанческого и террористического характера.
В деле борьбы с к.р. движением среди церковников и клерикально-монархических кругов, группирующихся вокруг церкви, ТУЧКОВ проявил огромную энергию, инициативу, решительность и находчивость.
Ходатайство о награждении тов. ТУЧКОВА Евгения Александровича орденом “Красное Знамя”.
НАЧ. СПО ОГПУ— АГРАНОВ
1 сентября 1931 года.
* Далее в документе к пов. дня заседания Секретариата ВЦИК на 25.Х.31 года. Оттиск № 20
ГАРФ. Ф. 1235с. Оп.2с. Д.1206. Л.1. Оттиск.
Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. Документы и фотоматериалы. — М.: Издательство Библейско-Богословского Института св. апостола Андрея, 1996. — с. 352.

Во втором томе книги «Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия» иером. Дамаскина (Орловского) приведены документы из Центрального Партийного Архива, не оставляющие никаких сомнений относительно методов и тактики богоборцев в войне против Христа. На стр.477 своей книги иером. Дамаскин цитирует:

«За арест и «дело» митрополита Петра, создание смуты, связанной с митрополитом Агафангелом (Преображенским), окончательное оформление раскольничьей группы архиепископа Григория (Яцковского) и опубликование «декларации» митрополита Сергия (Страгородского) Тучков в 1927 году был награждён грамотой и золотыми часами».

 

В начало

Rambler's Top100