Урок 54. ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I.

1. Личность императора

Император Николай I, вступивший на престол в 1825 г., был глубоко верующим и церковным человеком. Во всех своих делах он без всяких колебаний и умствований полагался на волю Божию. Так, в завещании своему наследнику цесаревичу Александру, подписанном им 30 апреля 1835 г., он говорит: "Соблюдай строго всё, что нашей Церковью предписывается". После его смерти архиепископ Рижский Платон (Городецкий) заявлял: "Император Николай Павлович всем сердцем был предан всему чистокровному русскому и в особенности тому, что стоит во главе и в основе русского народа и царства -- православной вере. То был истинно-православный, глубоко верующий Русский Царь, и едва ли наша история может указать подобного ему в этом отношении. Припомните последние часы его жизни: так умирать может истинный христианин, истинный сын Православной Церкви".

2. Недоверие к дворянству

Будучи истинно русским и православным, император Николай I всегда относился с недоверием к утерявшему русскость дворянству, что так ярко проявилось во время декабристского путча. Во время следствия по делу декабристов выяснилось, что большое количество людей, причастных к революционным союзам (зачастую масонским ложам), было поголовно из дворянства. Именно за это недоверие, систематическое отстранение дворян, как сословия, от управления страной и попытки улучшить положение русского крестьянства, патриот-император вошёл в русскую историю под кличкой "Палкина". Это вполне понятно, так как русская история писалась дворянами-либералами и отражала их взгляды. Таким образом император Николай I стал первым с времён Петра I русским царём, освободившимся от политической опёки высших слоёв дворянства и отважившегося наказать заговорщиков, замышлявших цареубийство (т.е. декабристов).

3. Запрещение масонства

Учитывая, что все вожди декабристов как-то: Пестель, Трубецкой, Волконский, Николай Тургенев, Никита Муравьёв, Рылеев, Бестужев, Бестужев-Рюмин и пр. (всего 51 человек) были масонами, император Николай I в 1826 г. снова издал указ (четвёртый по счёту в русской истории) о запрещении масонства. Но, как и прежние указы, его указ просто дал сигнал масонству уйти в подполье. Так, после запрещения масонства Александром I, все масоны дали подписки о том, что они больше не будут состоять ни в масонских ложах, ни в иных тайных обществах. Подобные подписки были даны и всеми масонами -- будущими декабристами. Но все они нарушили данную правительству клятву и продолжали состоять в тайных политических обществах, стремящихся устроить государственный переворот и цареубийство.

В результате русское масонство надолго, вплоть до начала ХХ столетия, уходит в глубокое подполье. Работа лож будет вестись в глубокой тайне и, в основном, направляться на дальнейшее отчуждение русской интеллигенции от народа и заражения её атеизмом в любых формах. Например, Н. Бердяев в книге "Русская идея" утверждает: "Масоны и декабристы подготовляют появление русской интеллигенции XIX века, которую на западе плохо понимают, смешивая с тем, что там называют intelectueles. Но сами масоны и декабристы, родовитые русские дворяне, не были ещё типичными интеллигентами и имели лишь некоторые черты, предваряющие явление интеллигенции".

4. Забота о крестьянах

Император Николай I продолжил попытки императора Павла I улучшить положение крестьян, особенно крепостных. Следует сказать, что крепостной труд становился всё менее производительным, а владельцы крепостных -- дворяне, всё меньше и меньше занимались хозяйством. Но, не будучи способны ни к какой иной деятельности, дворяне продолжали крепко держаться за строй, обеспечивающий им привольную, безбедную жизнь (более половины дворянских имений и крепостных были заложены в государственных ссудных кассах). Поэтому император, при всём своём желании отменить крепостное право, был вынужден улучшать положение крестьян постепенными мерами. Он говорил, что "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его у нас положении есть зло, для всех ощутительное и очевидное".

Вскоре после своего воцарения в секретном "комитете 6-го декабря 1826 г." было решено улучшить положение крестьян. Так как государственные ("казённые") крестьяне находились в ведении правительства, то их положение было улучшено намного больше, чем крепостных. У них было восстановлено, в соответствии с традициями Московского допетровского царства, полное самоуправление; их обучали лучшим способам хозяйства, обеспечивали зерном в неурожайные годы; малоземельных наделяли землёй; заводили школы; облегчали налоги; и т.д.

В отношении крепостных, несмотря на неоднократные заседания "секретных комитетов", улучшения императора Николая I сводились к ограничению помещичьего произвола (отошедшие от принципов христианского милосердия, увлекающиеся обсуждением теоретических свобод, их хозяева, когда дело доходило до крепостных, начисто забывали о своём свободолюбии и, не стесняясь, эксплуатировали их). В этой области была запрещена продажа крестьян без земли и с "раздроблением семейств" и было стеснено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

5. Народное образование

В царствование императора Николая I также было много сделано в области образования. Был открыт ряд специальных учебных заведений: военных (кадетские корпуса и академии, военная и морская), технических (технологический институт и строительное училище в Петербурге, межевой институт в Москве), главный педагогический институт. Укреплялось среднее образование для всех сословий. В гимназии и университеты наблюдался наплыв "разночинцев" -- лиц недворянского звания. Укрепление духовных школ, начатое в 1808 г., продолжалось.

Вопросы. Царствование императора Николая I.

  1. Дай характеристику императора Николая I.
  2. Как он был описан епископом Рижским Платоном?
  3. Почему император не доверял дворянству?
  4. Почему имп. Николая I историки назвали "Палкиным"?
  5. Почему было снова запрещено масонство? В который раз?
  6. Прекратил ли запрет масонства его деятельность?
  7. На чём сосредоточили свою работу масоны?
  8. каком положении были дворяне? Почему?
  9. Почему император не мог отменить крепостное право?
  10. Что было сделано для крестьян: казённых? крепостных?
  11. Что делалось для образования?

--------------------------------------

Открыть следующий урок

В начало

Rambler's Top100